Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:22 

"Спящий принц"

Быть, а не казаться.
В театральной Москве стало одним замечательным во всех отношениях спектаклем больше. "Спящий принц" - это пример классно написанной, классно поставленной и классно сыгранной пьесы, и, ей-богу, я с трудом представляю себе человека, способного по итогам просмотра сказать, что его что-то неприятно задело/что ему что-то не понравилось/подчеркнуть нужное.
Эта не пошлая, деликатная, но красноречивая комедия не раз ставилась на театральной сцене и оказывалась в среде кинематографа, и вот, наконец, добралась до нас. И я не знаю, чему петь дифирамбы в первую очередь. Наверное, стоит начать с самой пьесы; с Теренсом Рэттигеном я познакомилась относительно недавно, но своё место в череде моих любимых драматургов он занять успел. Этот человек с таким пониманием, горечью и любовью исследовал отношения между людьми - и, в первую очередь, трагедию пар, в которых партнёры, любя друг друга, не доверяли друг другу свои чувства в том виде, в котором они были способны приносить счастье - что каждому его персонажу, каждой произнесённой фразе стопроцентно веришь. Веришь, если хоть чуть-чуть пожил на этом свете и, что называется, смог в отношения. До того у него всё живо и по-настоящему - даже в такой взрослой сказке, коей является "Спящий принц".
Это история о счастливой магии любви, о метаморфозах, которые претерпевает тот, кого коснулась её волшебная палочка. На неё смотришь с безграничным умилением и теплом не только потому, что она очень смешная, причём смешная без вульгарности, что, с учётом всей фабулы, большая победа как Рэттигена, так и постановочной команды Романа Самгина, но и потому, что ни единое слово о любви в этой пьесе не выглядит затасканным. "Спящий принц" - это что-то такое необъяснимо естественное и родное с первых же минут, что подхватывает тебя на руки и на несколько часов уносит туда, где всё обязательно придёт к счастливому финалу. Впрочем, я погорячилась: он не счастливый, он невероятно правильный - как у Вырыпаева в его "Dreamworks". Как, пожалуй, всегда у Рэттигена - но это, конечно, тема для отдельного поста.
Львиная доля обаяния "Спящего принца" - в актёрских работах. Роман Самгин собрал команду людей, обладающих несомненным комедийным талантом, и в "Спящем принце" каждый из них сверкает не слабее, чем Кохинур в короне Елизаветы II. Про Дмитрия Назарова в титульной роли и Ксению Теплову, играющую Мэри Морган, мне в принципе сложно написать что-то, что будет отличаться от восторженного визга: им так нравятся их персонажи и то, что с ними происходит, что их эмоции практически можно пощупать руками. Они такие живые, настоящие и смешные без какой-либо натужности! Впрочем, это можно сказать про каждого, кто задействован на сцене: например, недавно выпустившиеся из колледжа О. Табакова Кузьма Котрелёв и Софья Ардова - прелесть что такое, их персонажи, застрявшие между взрослой политикой и детским желанием кататься на велосипеде и набивать щёки шоколадными конфетами - объёмная, серьёзная, хорошо прочувствованная работа. Я ужасно люблю смотреть на совсем юных артистов и то, что у них получается, потому что они, с их драйвом, энергией, живостью, меня очень вдохновляют. И мне радостно, что Самгин поверил в этих ребят и не ошибся. Сюда же - Алексея Краснёнкова (и я снова считаю, что давать эту роль им с Артёмом Волобуевым напополам - преступление), Ольгу Васильеву и Алёну Хованскую. Чудесные, замечательные, колоритные персонажи, каждый со своей забавной изюминкой - оторванностью от мира, или сухим подчинением дипломатическим правилам, или инфантильностью, которой не ждёшь от особы из правящей династии. Им веришь. Они все, до единого, улыбаются глазами, когда играют. Они любят эту историю и не оставляют зрителям никакого шанса на то, чтобы не полюбить её тоже: тёплые чувства расстреливают зрительный зал в упор, как если бы за геральдическим полотнищем скрывалась армия пухлых Амуров.
"Спящего принца" было особенно здорово смотреть на фоне "Гордости и предубеждения". Если после ГиП можно выйти и упрекнуть всех (режиссёра или того, кто привёл тебя на спектакль) в том, что тебя без малого три часа поливали сахарным сиропом, то "Принц" слащавости лишён начисто. Это умная комедия, которая препарирует отношения между людьми куда тоньше, чем это делала Джейн Остин, но оставляет с тем же ощущением праздника и детского восторга. И всё это - даже несмотря на то, что концовка мягко, ненавязчиво выталкивает тебя из сказки обратно в реальную жизнь. Ты всё равно выходишь со спектакля с ощущением, что и в реальной жизни сказке есть место.

Мне так безумно нравится Кузьма Котрелёв в этой роли, что побудет-ка он здесь.

@темы: What I've seen, Всем восторг, посоны!, Тиятральное

16:39 

***

Быть, а не казаться.
Мне очень тошно от себя самой, а основная проблема лежит в том, что куда бы я ни уходила - я везде беру себя с собой. Я куда-то качусь по инерции: встаю утром на учёбу или работу, заставляю себя что-то поесть, делаю запланированные на день дела и иногда даже нахожу в себе силы повеселиться с другими людьми. Я пишу постики и читаю книжечки. Но когда всё заканчивается, я расползаюсь безвольным пятном.
Я каждый день повторяю себе, что всё хорошо, что у меня по-прежнему есть две руки и две ноги, что ничего по-настоящему страшного не произошло. Те, кто мне дороги, живы и здоровы. У меня есть крыша над головой. Всё в порядке. И мне не остаётся ничего другого, кроме как отпустить все те ситуации, которые меня гложут, потому что я всё равно не могу в них ничего изменить, я - зависимая переменная. Смотреть можно, трогать нельзя.
Но правда в том, что всё нихрена не в порядке. I'm not okay, I am really not okay.
Я не знаю, как перестать чувствовать себя виноватой и идти дальше. Человек должен в первую очередь находить поводы для счастья в себе самом - а я не могу этого сделать. Выедать мозг чайной ложечкой себе и другим я тоже больше не могу.
Скорей бы закончился этот год.

Пойду на "Спящего принца". Обещали комедию. Было бы неплохо: хочу хоть пару часов не чувствовать себя раздражённым кальмаром, в которого тыкают палочкой, который бесится от каждой услышанной в свой адрес реплики, а потом начинает хлюпать носом.

@темы: Без комментариев

URL
14:24 

"Гордость и предубеждение"

Быть, а не казаться.
МХТ им. Чехова явно выпустил спектакль на смену "Примадоннам", в прошлом сезоне отыгравшим 300 спектакль. Он такой же милый, конфетный, музыкальный... проблема, пожалуй, только в том, что конфетность эта в случае ГиП переходит в приторность.
Честно скажу: "Гордость и предубеждение" - не тот спектакль, который я хочу пересмотреть. Не зарекаюсь, но в целом - не тот. И дело даже не в том, что я люблю давящие на сознание драмы, заставляющие переживать и думать; иногда полезно посмотреть что-то лёгкое и приятное, особенно когда за окном середина ноября, холод, снег и серые мрачные люди. Просто последний спектакль Алексея Франдетти в каждом своём проявлении чуть-чуть... слишком. Слишком розовый, слишком сладкий. Не то чтобы наивный, хотя и не без этого (первоисточник в какой-то мере обязывает к этому), но вынуждающий смотреть на него с некоторым снисхождением - до того забавно выглядят метания героев и героинь. Особенно героинь, половина из которых одета в платья, превращающие их в цветочные клумбы. К слову, ни один из тех, чьё мнение о спектакле я спрашивала, так и не смог ни понять, ни объяснить такую работу художницы по костюмам. Много вопросов, ох и много вопросов... но это информация из сферы вкусовщины, а в целом-то спектакль, если оценивать его с точки зрения тех эмоций, которые он должен сообщить зрителю, удался. Он радует и дарит праздник. Да, временами создаётся полнейшее ощущение, что тебя окунули в огромный кремовый торт. Но торт этот сделан с любовью, коржи пропечены как следует, и даже если ты всю жизнь на дух не переносишь розочки из масляного крема, ты всё равно довольно облизываешь пальцы и улыбаешься.
"Гордость и предубеждение" - постановка, застрявшая где-то между мюзиклом и музыкальным спектаклем. Это ещё не первое, но уже не второе. Надо отдать должное: собрав всю поющую и танцующую (то есть вообще почти всю) молодёжь МХТ, Франдетти поступил очень правильно. Именно их молодость вдыхает в спектакль жизнь и энергию, не дав ему задохнуться в этих карикатурно смешных костюмах. Это как с кудряшовским "В.О.Л.К.ом": будь здесь задействованы возрастные актёры, не было бы так весело и легко. А так ты сполна получаешь всё то, что ожидаешь получить: красивые и даже прекрасные голоса, чудесные свежие лица и сентиментальные переживания, из-за которых нет-нет, а ловишь себя на мысли о том, что надо бы, надо бы достать с полки томик Джейн Остин.
"Гордость и предубеждение" - пожалуй, не из тех мюзиклов, когда арии надолго поселяются в плейлисте. Навскидку я могу вспомнить пару партий, которые мне действительно пришлись по вкусу. В этом же месте всплывает и моя личная проблема восприятия мюзиклов: очень часто в погоне за удачным музыкальным номером внимание акцентируется на каких-то довольно мелких вещах, а действительно важное потом проговаривается бегом в промежутках между следующими партиями, и ГиП в этом плане, увы, не исключение. Но, однако же, его приятно слушать независимо от того, разовая это будет акция или нет, хотя бы потому, что тексты хоть и незамысловаты, но осмысленны.
Это не тот случай, когда надо останавливаться на перипетиях сюжета - их и так прекрасно знает каждый первый. За что действительно хочется похвалить Алексея Франдетти, так это за удачную музыкальную коллаборацию с Питером Экстромом и за то, что для каждого актёра и актрисы он нашёл персонажа, ракурс, реплику, позволяющие сверкнуть и не потеряться на общем фоне. До чего уморительна чета Беннетт (Кристина Бабушкина и Ростислав Лаврентьев) - не передать никакими словами, отличными от слова "изумительно". Как хороши Софья Райзман и Мария Карпова в ролях Джейн и Элизабет, или Светлана Колпакова и Мария Зорина, играющие мисс Бингли и леди Кэтрин соответственно! Или Мария Пестунова, будто созданная для того, чтобы играть смешных дурочек (не в обиду ей, напротив: роскошная в своей природной дурашливости Китти у неё получилась). Словом, совершенно замечательное с точки зрения актёрских работ зрелище. Они здесь отдыхают душой, а потому играют с радостью.
Так что если вам нужно что-то простое, радостное и с непременным хэппи-эндом, в котором все будут женаты и счастливы - вы знаете, куда вам идти. Вас там будет ждать много музыки, танцев, света, а также замечательно красивая финальная сцена. Без спойлеров: поверьте на слово.


@темы: Тиятральное, What I've seen

18:35 

***

Быть, а не казаться.
Жизнь такая чёрно-белая.
Вот вчера я нечаянно выиграла октябрьский конкурс рецензий в МХТ нет, не слипнется. И это очень круто. Но вчера же я выяснила, что мой компьютер отказывается распознавать мою читалку, и вот это уже не круто ни разу.
Ещё со мной пытались познакомиться в метро. Причём это почему-то всегда случается не тогда, когда я вся такая из себя припевочка, а когда я ползу с немытой головой и с трудом маскирую широкий зевок после 50 минут сна в вагоне. Много думаю.

Пользуясь случаем: порекомендуйте что-нибудь на почитать? Что именно - вообще не принципиально. Завтра пойду пополнять мой грустный отформатированный покетбук с университетского ноутбука, такие дела.

@темы: Молоко и мед, Минимысли, В очках Рубеля отражалась непередаваемая гамма чувств...

21:55 

"Deep Blue Sea"

Быть, а не казаться.
Я искренне не знаю, что тут написать. Я читала пьесу и успешно поломалась об неё. А потом наивно подумала, что всё-таки готова к тому, чтобы увидеть спектакль.
Торин никогда так не ошибался.

"Глубокое синее море" - концентрат всех моих страхов, касающихся отношений между мужчиной и женщиной. Меня два с половиной часа хлестали по щекам эти реплики. Я нырнула, набрав в грудь воздух, а куда выныривать дальше - не поняла. И не понимаю.
Я в третий раз открываю этот пост, и мне снова хочется закрыть его и пойти порыдать в клавиатуру, потому что Хестер Коллер - одна большая заноза внутри меня. Хестер Коллер - это как посмотреть на самую свою безобразную истерику со стороны. И единственный вопрос, который у меня есть - как убить в себе отзвуки этой женщины, которая не любит себя, которая не считает себя достойной жизни, которая всё своё естество, без остатка, отдаёт человеку, неспособному это оценить, и унизительно рыдает в трубку, выпрашивая одну последнюю встречу?.. So disgusting.
Это о людях, которые любили друг друга, но ни один из которых не был способен дать другому любовь в том виде, в котором она была партнёру нужна. Отвратительный фатализм встречи, нарушившей спокойное течение сразу трёх жизней. Отвратительный, потому что неизбежный и не давший иного счастья, кроме крох физического обладания. Я не могу написать и объяснить больше, тут надо цитировать всю пьесу, разбирать её по репликам... но даже если это кому-то нужно - я к этому не готова. Любой мой анализ этой истории будет слишком личным. И хоть я, конечно, люблю позаниматься духовным эксгибиционистом, на такое я не подписывалась. Не в этот раз.

Чтобы абстрагироваться от того, каким интимным во второй раз оказалось "Глубокое синее море", скажу вот что. В моменты, когда меня отпускало, я думала о том, что это снова такая дотошная английская постановка - со скрупулёзным воссозданием деталей обстановки, с любовно разбросанными по сцене вещичками, делающими эту синюю квартирку такой жилой. И о том, что Кэрри Крэкнелл за всем этим совсем не видно: она отошла в сторону и просто держит спектакль в руках, чтобы он не выплёскивался на зрителя слишком уж сильно, не топил его, не превращался в шторм. Но в конце я сменила своё мнение. Во-первых, полупрозрачные стены, за которыми видны другие жильцы, занятые своей жизнью - это отличное решение. Именно чужие люди и их небезразличие спасли Хестер в начале пьесы; на другой же чаше весов - факт невозможности остаться одной в этом доме, где легко догадаться, что происходит в чужой постели, и через весь спектакль проходящий страх Хестер быть осуждённой обществом. Она ни разу не говорит об этом, но это чувствуется так красноречиво, что никаких иных комментариев не нужно. И во-вторых - финальная сцена, когда мятущаяся, плачущая Хестер делает себе бутерброд и усаживается за стол, чтобы съесть его. Она откусывает от него один раз, рыдая. Потом ещё раз. А потом ещё... в этом - витальное, приземлённое торжество жизни. Жизнь в Хестер побеждает смерть в Хестер только в этот момент. Да, может быть, ненадолго, может быть, это только выигранный бой в проигранной войне - но этого мы, ни волей Рэттигана, ни волей Крэкнелл, уже никогда не узнаем.
Хелен МакКрори была рождена, чтобы играть красивых сильных женщин на грани срыва. Achingly beautiful - это не только про неё, про спектакль в целом, но именно её блестящая игра - центральный столп всего происходящего. Её Хестер такая многогранная - как калейдоскоп: страстная и нежная, спокойная и безумная, остроумная и рыдающая от боли, стыдящаяся и гордая (до чего хорош этот момент с "Goodbye", когда её самообладания хватает ровно до того момента, когда дверь закрывается!..) Её Хестер - лебединая песня каждому, у кого было разбито или хотя бы надтреснуто сердце. И даже Фредди Том Бёрк играет так, что невольно вызывает какое-то сочувствие: он - тоже жертва обстоятельств, не сумевшая любить Хестер той любовью, которая была ей нужна. И я не буду давать каких-то скидок на его паршивое поведение, но есть моменты, которые превращают его просто в запутавшегося человека, осознающего свои ошибки, а не в воплощённое зло рокового любовника. Но помимо Хелен, впрочем, больше всего меня зацепил мистер Миллер в исполнении Ника Флетчера - с этим его обаятельным немецким акцентом и неубиваемым спокойствием. Ирония персонажей "Моря..." в том, что именно Миллер, для которого английский язык не является родным, лучше его носителей умеет подобрать правильные слова, которые не выглядят пошлым размахиванием флажками с надписью "эй, а ну улыбнись, жизнь продолжается".
Жизнь в самом деле продолжается, но что это будет за жизнь... у Хестер случилось то, про что следовало бы сказать "это всего лишь конец света". Да, для человека со стороны любая проблема другого, даже самая глобальная, едва ли будет поводом к сведению счётов с жизнью. Но в координатах этого отдельно взятого человека... можно ли сказать так уж однозначно? Вот то-то и оно. И весомость любых причин - ещё один вопрос, который Рэттиган озвучил, а ответ отправил искать в себе самих.
Глубоко же придётся нырнуть, чтобы его поймать.

Посмотрите, она со-вер-шен-ство.

@темы: What I've seen, Всем восторг, посоны!, И когда все дороги сомкнутся в кольцо, как ты выйдешь на правильный след?, Тиятральное

20:10 

***

Быть, а не казаться.
Очень, очень не хочу в этом признаваться, но мне нравится преподавать. Мне нравится моя группа: они ужасно славные редиски, и я их очень люблю. Мне нравится атмосфера на наших занятиях и тот факт, что мы можем пошутить друг над другом и быть на одной волне, но при этом сохранять дистанцию, как это подобает преподавателю и студенту. Мне нравится объяснять им что-то, когда они подходят с вопросами. Нравится подписывать им красной ручкой "молодец!" на тестах и в контрольных работах, когда они пишут их хорошо и радуют меня.
Само собой, есть те, кто учиться не хочет и непонятно что забыл в университете, но таких - единицы, а основная масса - замечательные интересные люди. Я рада, что попала именно к ним.

В последний раз староста, отдавая мне лекционную тетрадь на подпись, вместо слова "элиминация" написал "элЮминация" и пририсовал тот приснопамятный треугольник с глазом. Я подписала ему тетрадь, и он грустно констатировал, что шутку я не оценила. Я сказала, что оценила, но вместо "элюминации" надо было писать "иллюминацию" - ну, для полного фэншуя. Повеселились.
А на контрольной неделю назад славная девочка Н. методом дедукции выясняла, может ли сульфид висмута быть тёмно-коричневым, если по логике происходящего металлы имеют тёмный цвет, а сера - жёлтый, и значит, средним арифметическим будет как раз тёмно-коричневый. Самое интересное, что она угадала. Я старательно пыталась не ржать всю пару, но было очень сложно: оказывается, студенты, пытающиеся списать на контрольной, со стороны выглядят безумно забавно.
Хорошие они, эти второкурсники.

@темы: Всем восторг, посоны!, Молоко и мед, Чудеса в решете

20:58 

***

Быть, а не казаться.
Когда я была маленькой, родители оберегали меня от своих трудностей. Они улыбались мне, когда на душе скребли кошки. Играли со мной, когда у них были проблемы, и не подавали вида. Заботились, оберегая меня от негатива, происходившего в их жизни. Теперь я делаю для них то же самое. Не потому, что не хочу делиться с ними чем-то. А потому, что хочу уберечь и защитить. Наверное, это и есть взрослая жизнь.
Жалею только, что у меня не получается всех близких уберечь от звездеца внутри меня, от того, что у меня всё написано на лице; я - открытая книга и до сих пор не умею подсовывать смотрящему радостные страницы с картинками. Все мои струны наружу, и гриф мой ломок... мне бы чуть больше сдержанности, чуть меньше эмоциональности. Чтобы защитить не только родителей.
Недостаточно, видно, взрослая эта моя взрослая жизнь. Всё ещё.

Мне кажется, что внутри меня разогнулась тугая ржавая пружина, с которой я жила последние два с половиной месяца, и я снова могу дышать нормально. Когда-нибудь я расскажу обо всём этом. А пока - всё закончилось. Чуда не случилось, и надеяться на него было слишком жирно. Но мне наконец-то так спокойно, что хочется петь, плясать, тискать кота, слушать музыку на полную громкость.
Наконец-то.

P.S. 2016, would you kindly piss off.

@темы: Без комментариев

URL
18:19 

***

Быть, а не казаться.
Если кто-то оставляет на столе открытый дневник, он понимает, что в него могут заглянуть. Читай меня по строкам и между них даже когда слова, точно по Быкову, ничего не значат и собираются под языком в ком, потому что мне по-прежнему легче писать, чем говорить. Эти выходные имели все шансы стать худшими за последний год - когда я нечаянно вспоминаю вечер четверга и пятницу, мне становится страшно. Но ты подарил мне чудо. Неожиданное и прекрасное.
Я не знаю, как выразить и объяснить, а простого "спасибо" всё ещё слишком мало.
Я знаю, когда-нибудь ты это прочтёшь.

@темы: Без комментариев, По моим венам течёт ванилин

URL
22:00 

"Матросская тишина"

Быть, а не казаться.
"Матросская тишина" - это спектакль-поезд. И дело не только (не столько) в том, что железнодорожная тематика тут самая непосредственная: шум колёс, стучащих о рельсы, в первом действии и вагон для тяжелораненых в третьем. Ты запрыгиваешь на этот поезд и первые полчаса неспешно ползёшь вперёд: глядишь в окно, рассматриваешь попутчиков, пряча глаза, когда возникает риск пересечься взглядами, и думаешь о том, что это, конечно, хороший, ровный спектакль - но не более того. Банальная история пьяницы-отца (гениальная роль Фёдора Лаврова, вот без лишних слов гениальная), который хочет вырастить из сына (очень хорошо, без скидок на фамилию и молодость, справляющийся Павел Табаков) великого скрипача, и мальчишки, который, как все мальчишки, хочет увиваться за красивой девочкой со двора, таскать ей отцовские фотокарточки, и совсем не хочет быть битым и мучить инструмент. Ну что тут ещё расскажешь? На дворе 1929 год, и всё кажется размеренным, неторопливым, и можно надвинуть на глаза шляпу и помечтать о Палестине... или о Москве. О чём угодно можно помечтать. Ведь в маленьком городе Тульчине уже (ещё) нет войны. И все пути открыты.
Фирменный поезд "Матросская тишина" идёт дальше, в 1937 год. Он останавливается в общежитии Московской консерватории, где мальчики и девочки снова переживают то, что так знакомо: любовь и нервные срывы, первые профессиональные успехи, столкновения с реальной жизнью, которая вносит коррективы в радужные взгляды на будущее. Чувство тревоги, похожее на вибрацию верхней полки плацкарта, возникает где-то здесь. Её приносит с собой Славка Лебедев, которого исключили из комсомола и сняли со стипендии. Её приносит с собой горе-отец Абрам Шварц, чьи письма его сын в течение трёх лет с завидным упорством рвёт, не читая. На это мучительно смотреть - на сыновнюю грубость и жгучий стыд, на неловко подкашивающегося Шварца, который сам всё-всё прекрасно про себя понимает - но который, даже наделав кучу ошибок, любит, оглушительно, ослепительно любит своего ребёнка... и вот спектакль трогается дальше, увозя из этой горчащей сцены, уводит тебя под руки, как Хана уводит Шварца, и ты прижимаешься носом к стеклу, потому что внезапно с абсолютной ясностью понимаешь: скорость, которую набрал этот поезд, свидетельствует об одном - вагоны катятся под откос, и ничего хорошего тебя там не ждёт.
..."Матросская тишина" - спектакль-поезд. Безжалостно разогнавшись, он неминуемо разобьётся вместе с тобой. Но перед этим печальным финалом тебе сперва предстоит пережить ещё несколько разговоров, несколько монологов, несколько... взглядов, которые - в самое нутро.
"Матросская тишина" - из тех пьес, где нет ничего стопроцентно разложенного по полочкам, пронумерованного и учтённого. Многие вещи приходится сплетать воедино интуитивно, искать обоснования, досказывать самому. С другой стороны, от этого какими-то особенно живыми кажутся эти мальчишки и девчонки, мужчины и женщины, старики и старухи. "Матросская тишина" - из тех спектаклей, где режиссёр немножко слукавил, оборвав повествование на высшей точке драмы, чтобы зритель точно прижал ладонь ко рту и беззвучно затрясся. Как и в "Заводном апельсине" Кубрика, это очень смещает акценты по сравнению с первоисточником. Но, ей-богу, здесь стоило их сместить - ради невероятно красиво решённой финальной сцены; ради того, чтобы последний разговор Давида и Абрама достал до каждого нейрона.
- Мы стояли. Лил дождь. И где-то далеко гудел поезд. А немцы, очевидно, кого-то ждали. Какого-то начальника. И тогда этот Филимон снова крикнул: «Ну, сыграй же нам кадиш, пархатый черт!» И знаешь, Додик, я вдруг ужасно рассердился… И на этого Филимона, и на немцев, и даже на самого себя! Ну почему я стою в грязи, с опущенной головой, и почему у меня дрожат руки… Я поднял твою скрипочку, твою половинку, на которой ты учился играть упражнения Ауэра, и подбежал к господину Филимону, и ударил его этой скрипочкой по морде, и даже успел крикнуть: «Когда вернутся наши, они повесят тебя, как бешеную собаку!»
- А дальше? Что было дальше?
- Это все. Для меня уже не было никакого «дальше». Дальше, милый, начинается твое «дальше».


Это такая болезненная терапия для любого ребёнка и любого родителя. Для каждого, кому когда-либо бывало стыдно за что-то в поведении отца или матери. Для каждого, кто хотел для своего ребёнка лучшей доли. Для каждого, кому не хватило правильных слов - а их никогда не хватает. Это история о том, какие формы может принимать любовь между двумя поколениями, проходя через отрицание у одного и через посыпание головы пеплом у другого - и обратно. Горькая, непростая история.
Но её стоит пережить, чтобы, под аплодисменты выбравшись из обломков этого поезда, понять, что тебе есть, кого любить, кем гордиться и за что быть благодарным.


@темы: Тиятральное, Всем восторг, посоны!, What I've seen

21:04 

***

Быть, а не казаться.
Перебираю темы для постов и понимаю, что выбор небогат. То ли написать про Westworld, который шедеврален чуть более чем полностью, то ли спросить, не желает ли кто проговорить про пророка господа нашего Чарли Брукера и гениальный третий сезон "Чёрного зеркала". Или про "Матросскую тишину", об которую мы с мамой поломались вчера.
Нет, богат, в общем-то, выбор. Но это всё не про жизнь. Про жизнь - не хочу.
Тяжёлый год. Хочется закрыть глаза сегодня, а открыть их 31 декабря. Чтобы не было этих двух месяцев между. Даже несмотря на то, что чуть меньше чем через 4 недели у меня день рождения. Который, бинго, праздновать тоже желания нет.
Пойду котика помацаю, вдруг полегчает.

@темы: И когда все дороги сомкнутся в кольцо, как ты выйдешь на правильный след?

12:08 

I, Daniel Blake

Быть, а не казаться.
Если вы, как и я, испытываете преступную слабость к социальным драмам - этот фильм к просмотру обязателен. В принципе, этот факт был очевиден уже после Каннского фестиваля, но теперь, после просмотра, можно сказать об этом с абсолютной уверенностью.
20000 лье под социальным дном: одиссея с Кеном Лоучем.
Во многом можно было бы упрекнуть этот фильм. Например, в том, что "хочешь получить награду - снимаешь кино на задевающие общество темы". Или в том, что он разыгран как по нотам и старательно давит на те педальки, на которые нужно надавить, чтобы высечь из зрителя слезу. Или в том, что все сюжетные повороты угадываются на раз-два буквально с самого начала той или иной сцены. Но вместе со всем этим "Я, Дэниел Блейк" - кино такое искреннее, настоящее, что ругать его совсем не хочется. Напротив: вспоминаешь ту молчаливую грусть, с которой выходишь с сеанса, и понимаешь, что свою миссию он выполнил. Грусть, справедливости ради, светлую. Это не быковский "Дурак", где после титров остаётся ощущение, что ты несколько часов разгружал вагоны с углём. Это... что-то хорошее внутри.
Я - человек зело чувствительный, и эмоционально воспринимаю очень многое из того, что входит в сферу отношений между людьми. Но, пожалуй, одна из наиболее пробирающих меня тем - это солидарность и стремление помочь ближнему даже в том случае, когда тебе плохо. Когда у тебя ничего нет, а ты протягиваешь руку тому, кому ещё хуже, чем тебе. Мне кажется, что ничего более человечного, никакой более конкретной дефиниции для хомо сапиенса не существует и быть не может. И "Я, Дэниел Блейк" - он именно об этом. О взаимопомощи. О нескольких людях, которые разделили трудности друг друга, сделав их чуть легче. А ещё о том, что все мы одинаковы вне зависимости от того, на каком конце Европы находимся: если ты не миллионер, а простой трудяга, бюрократическая машина прожуёт тебя, и неважно, в Соединённом ли ты королевстве или же в России.
Кен Лоуч мягко, без лишнего пафоса, но основательно и аргументированно рассказал о том, что знакомо каждому, кто хоть раз вступил в отношения с государством. Бесцельное бумагомарательство, сытые люди, которым предстоит решать, кому голодать, а кому нет, и среди всего этого - те, кто по рукам и ногам связан идиотскими требованиями, постулатами и правилами. Это не "Храброе сердце", и очищающего крика "Свобода!" в конце фильма не будет. Это не история войны между человеком и государством. Это история гражданина - не больше и не меньше. Посмотрев, вы поймёте, что я имею в виду.


@темы: Кино-воображариум, Всем восторг, посоны!, What I've seen

21:32 

"В.О.Л.К."

Быть, а не казаться.
Вот и не верь в ангелов-хранителей, когда ты больше года по разным причинам откладываешь просмотр спектакля, а потом случайно натыкаешься на сообщение о том, что 19 октября его будут играть в последний раз, бежишь, судорожно матерясь и скрестив пальцы, за билетами - и бинго, тебя ждут последних два.
Больше всего на свете мне жаль, что его теперь уже никому не посоветуешь. А я бы советовала - от всего сердца.
"В.О.Л.К." - это как встреча с давно потерянным, но нечаянно найденным другом детства, как приезд к бабушке в деревню. Ты бросаешься в его объятия, и тебе становится уютно, и ты твердишь себе, что оказался дома. У него вкус окрошки, травы и сена, у него голос хитов семидесятых, у него запах одеколона, который пубертатные юнцы выливают на себя перед первым свиданием, и жареной картошки. Это история без начала и конца - самая что ни на есть "мозаика моментов", калейдоскоп, который можно вращать в руках до бесконечности. И я понимаю, почему спектакль получился на 4,5 часа - потому что очень трудно с ним расставаться, когда ещё столь многое можно показать, спеть и пережить. Картинки будут сменять друг друга, пока мама не отберёт калейдоскоп. То есть долго.
"В.О.Л.К." - спектакль ужасно тёплый, простой и искренний. Ни о каких высоких материях речи не идёт - а вот, с другой стороны, что может быть более высокого, чем первые любовные переживания, самоидентификация и смерть? И удивительно правильным кажется то, что обо всём этом говорят ребята, два года назад выпустившиеся из ГИТИСа: совсем молодые, энергичные, живые. Будь на месте их кто-то более зрелый - было бы иначе. Сложнее. Не с тем уровнем эмоциональной обнажённости. Но когда с тобой говорят ровесники - о том, что нельзя и на ёлку залезть, и жопу не ободрать, что не нужно из-за каждой неудавшейся любви идти топиться в пруд, что нужно верить друг другу и прислушиваться к себе - им веришь. Это ведь не просто история раздолбая, который запутался в двух девушках и потерял что-то важное. И не история мальчуковой дружбы. И не история сибирских семей. "В.О.Л.К. - всё это разом. И ещё больше. Хотя в первую очередь, конечно, он о любви, любви разной: проверенной годами и молодой и яркой, любви, давшей спектаклю название. И хотя главный герой, окончательно запутавшись, однажды действительно завоет волком, истина названия - она в другом. Вот Она, Любовь, Какая! Неумелая, непредсказуемая, необъяснимая - и ещё много всяких других "не".
Но вот о чём удивительном я думала все те 4,5 часа: до чего же естественно смотрятся эти юные талантливые ребята, играя старух и стариков. Не сомневаешься ни единой секунды: перед тобой бабка и дед, смешно ругающиеся друг с другом, а потом умирающие с разницей в неделю, потому что одному без второй на этой земле делать больше нечего. Хорошо сохранились эти бабка и дед, лица у них сварливо-серьёзные, но чистые... и далеко не сразу вспоминаешь, откуда эта чистота. Куда интереснее другое: откуда детали, которых кудряши просто не могли видеть и уж тем более пережить? Что такого в их генах, что позволяет им воспроизводить жизнь куда более старших поколений почти полвека назад с такой достоверностью? Откуда эта эмпатия? Откуда кепка, примостившаяся на колене, и смачно посасываемая трубка, и палка, и...
Волшебство.
"В.О.Л.К." - сборник картин жизни. Кто-то скажет, что такого не было, и будет прав. Кто-то подтвердит всё показанное - и тоже будет прав. Правда, сколько бы нас ни пытались убедить в её однозначности, многолика - особенно та правда, которая касается образа жизни и уклада мыслей. Но в чём здесь действительно не заподозрить ни капли лжи, так это в лихости, с которой парни пляшут и исполняют Высоцкого вперемешку с The Animals ("зериз! а хаус! ин нью орлеанс!"), и лиричности, с которой поют уже девушки. У меня до сих пор сжимается сердце от осознания того, сколько же талантов вместил в себя этот курс Олега Кудряшова: я ещё с добрыгинской "Лакейской" ни капли в них не сомневалась, но "В.О.Л.К.", собравший их всех и показавший каждого в лучшем виде - не зря он был их дипломным спектаклем - это действительно что-то особенное. Настоящее. Любимое. Как ими, так и нами.
Ужасно грустно обрести этот спектакль и тут же с ним расстаться. Но ещё хуже было бы никогда его не узнать.
Я обязательно буду помнить его с теплом и нежностью.


@темы: What I've seen, Всем восторг, посоны!, Тиятральное

20:43 

Juste la fin du monde

Быть, а не казаться.
Аня сводила меня в "Пионера", и моё знакомство с канадским вундеркиндом, наконец, состоялось. Что могу сказать: "Это всего лишь конец света" - очень, очень красивый фильм. Прекрасные крупные планы, которыми нельзя не любоваться и которые оставляют с полным ощущением того, что ты сам находишься в этой комнате, где люди пытаются говорить друг с другом, а в итоге ударяются в крик и слёзы. Не менее прекрасные вставки-флэшбеки, что смотрятся как законченный музыкальный клип. Весь цвет франкоговорящих актёров. Приятное открытие: Леа Сейду, оказывается, умеет играть. И всё перечисленное - оно действительно замечательно.
Но. Одно большое и грустное но. Жан-Люк Лагарс - не моё. Вообще. Никак. Убедилась окончательно. Я вроде бы понимаю, что именно он хотел сказать этой пьесой; я понимаю и уважаю его собственную эмоциональную вовлечённость в эту глубоко личную историю. Но слова и фразы, которые он выбрал для того, чтобы рассказать о ней... они не выстреливают. Они переливают из чашки в чашку мутную жидкость - и только. Я не то чтобы приверженец конкретики во всём и везде - напротив, сама люблю размытые фразы и возвышенные излияния. Но излияния Лагарса - они совсем мимо меня. А когда история и текст, как бы её ни перерабатывал Долан, проходят мимо, восприятие фильма не спасти ни его красотой, ни музыкой, ни отличными актёрскими работами, увы.
Впрочем, до чего же здорово Долан и Ульель, с этими его яркими глазами и ямочками на щеках, воссоздают то чувство, когда ты стоишь рядом с человеком, погрузившись в свои мысли, и он что-то тебе рассказывает, а ты не слышишь - а потом из собственного мирка тебя вытаскивает звук твоего имени, и ты часто моргаешь и трясёшь головой, будто выйдя из темноты на резкий свет. Такой эмпатии, конечно, не отнять.
В общем, несправедлива я, наверное, к этому красивому кино. Это хорошая история. Ей бы по всем канонам жанра быть историей про чужака, который, попав в среду одной семьи, выводит на поверхность все её сокровенные проблемы. Но появление Луи здесь, в сущности, ничего не меняет, не вытаскивает наружу, не катализирует даже: и в его приезд семья ведёт себя так же, как вела себя до него. Он приезжает, чтобы поговорить - но практически всё время слушает. Потому что очень сложно начать говорить о чём-то действительно важном. Так что неудивительно, что уже с первых секунд фильма понимаешь, получится у него или нет.
Нет, правда - хорошая история. Просто быть бы ей рассказанной другими словами. Ни единого камешка в огород Долана - всё только к Лагарсу.
Но диалог Луи с матерью точно один из лучших моментов в фильме, так что пусть вот это вот побудет здесь.


@темы: Кино-воображариум, Красивости

19:13 

***

Быть, а не казаться.
Тот период, когда Exit Wounds, несмотря на текст, причиняет не боль, а оглушительную нежность. Чувство идёт вразрез с лирикой так сильно, так странно. Я редко визуализирую себе что-то под музыку, но тут представляю, как сворачиваюсь в клубок рядом с ним.
Это - одна из тех вещей, что помогают мне держаться на плаву.

Завтра в Москву на выходные приезжает Рита.
Это - одна из тех вещей, что помогают мне держаться на плаву.

Если хорошо подумать, мне очень многое помогает держаться.

@темы: "Это саундтрек к нашей жизни", Минимысли, Молоко и мед, По моим венам течёт ванилин

18:25 

***

Быть, а не казаться.
Вот так живёшь, учишься, закрываешь сессии, никого не трогаешь - словом, починяешь примус как любой приличный кот - а тут тебе бац! - прилетает приглашение на слёт отличников РУДН. Ты задумчиво чешешь репку. По телефону долго объясняешь глуховатому дяденьке из деканата, что твоя фамилия оканчивается на -мова, а не на -лова (- Так ко мне сейчас -мова придёт, да? -Мо-ва. Не лова?). Потом получаешь приглашение с правильной, о чудо, фамилией, но обнаруживаешь, что внезапно стала Алексеевной, хотя ты очень даже Валентиновна. Ещё через несколько минут тактичных препирательств у тебя на руках всё же оказывается правильное приглашение, и твой маленький внутренний еврейский мальчик, жадно уцепившись взглядом за фразу "ценные подарки", подначивает тебя: ну сходи, сходи! Два года ведь всего учишься в этом месте, когда ещё представится такой случай!
Вняв голосу этого самого мальчика, вчера я 5 часов сидела на кафедре в ожидании этого мероприятия, потому что занятие у второкурсников закончилось в 10:30, больше никаких мероприятий на кафедре, как назло, не было, а начало слёта - в 16:00. Поэтому я сделала кучу дел, проверила тетради, проверила тесты, порадовалась и поогорчалась, а потом потопала на сбор отличников.
Когда в середине мероприятия мой еврейский мальчик почуял, что всё это сплошная болтология, а ништяками и не пахнет, мне захотелось достать из сумки телефон и грустно писать Диме, что всё это ложь, трындёж, провокация и сплошное наебалово. То есть послушать, что я, как и овер 700 других человек, молодец, было, конечно, здорово, но ждать ради этого 5 часов как-то не стоило. Но едва я подумала об этом, как ректор сказал одну крутую вещь: денежные выплаты. Всем отличникам, кто 2 и более семестра закончил на "отлично", будут денежные выплаты. Даже контрактникам. И мне обломится 15 тысяч. Ну, во всяком случае, мне это пообещали; обещать, само собой, не значит жениться, но приказ ректора есть, а значит, осталось выяснить, где эту выплату получать: стипендиальной карты у меня нет, зато есть зарплатная.
Как нетрудно догадаться, мой маленький внутренний еврейский мальчик очень рад.

А вы только что прослушали монолог на тему "зачем хорошо учиться в ВУЗе".

@темы: Всем восторг, посоны!, На коленях у Менделеева, Ололо же!

21:13 

***

Быть, а не казаться.
Добралась до Тэренса Рэттигена, наконец. Какой волшебно печальный драматург, и какое странное, нежное у него отношение к своим персонажам. Это не тот автор, что держит героев в ежовых рукавицах, строго направляя их по истории - как делал, например, Артур Миллер; у него же в пьесах шаг влево/шаг вправо карается расстрелом, всё разложено по полочкам. А Рэттиген... как будто смотрит на своих героев со стороны. Как художник, который отходит от своего полотна, чтобы увидеть полную картинку и понять, в какой угол холста двигаться дальше. Как рассказчик, который знает, что герои его повествования придуманы, но всё равно позволяет им делать выводы. Им, а не себе. Наверное, они именно потому настолько живые. До боли.
Это удивительно и прекрасно.

@темы: Всем восторг, посоны!, Книжное, Минимысли, Только зрячие знают, что такое слепота

20:18 

***

Быть, а не казаться.
Когда тошнотворный пиздец вокруг тебя и не думает прекращаться, в какой-то момент понимаешь, что ты стал странно спокоен. И думаешь о чём-то отвлечённом.
Здорово сегодня съездили с мамой в МХТ за билетами. С погодой повезло.
Том ям вкусный был на обед.
Москва красивая.
Дима сейчас винишко привезёт.
Ну, как-то так.

Волшебный эскапизм, волшебное бегство в мысли, где у тебя всё хорошо - ты ещё никогда не было так актуально.

@темы: Минимысли, И когда все дороги сомкнутся в кольцо, как ты выйдешь на правильный след?

20:08 

"Великая магия"

Быть, а не казаться.
Я давно хотела посмотреть спектакль, в котором Евгений Писарев был бы не режиссёром, а актёром. Здесь же он и вовсе многостаночник: сам поставил, сам сыграл. Как и всегда у Писарева, получилось уютно, изящно и красиво. Форма в полной гармонии с содержанием, поклон снова решён крайне эффектно (и остроумно!)... но подождите, поклон - это не главное, и до него ещё нужно добраться.
Наверное, спектакли в крупных театрах можно поделить на две категории: на те, которыми театр кормится (поставленные для широких масс, не одиозные или, напротив, очень провокационные), и экспериментальные. Те, что существуют как раз благодаря тому, что спектакли первой категории приносят в театр деньги на развитие. "Великая магия" чётко вписывается в подборку "кормящих" спектаклей: во-первых, здесь главные роли играют Виктор Вержбицкий и Евгений Писарев, что не может не привлекать. Правда, вчера мы попали на обновлённую версию, где вместо Вержбицкого был Сергей Миллер, но ни капли не разочаровались: Сергей нашёл своего фокусника и играл с удовольствием. Как и сам Евгений Александрович. Во-вторых, это простая, довольно смешная, приятная глазу постановка, восхищающая хотя бы тем, что на сцене практически половину спектакля демонстрируются разнообразные фокусы - а это, во-первых, пробуждает к жизни внутреннего ребёнка, что здорово, а во-вторых - заставляет восхищаться ловкостью актёров, которые, не являясь профессиональными фокусниками, управляются с карманными чудесами весьма бодро. В общем, быть бы "Великой магии" нехитрым спектаклем по, на первый взгляд, нехитрой пьесе о любви и ревности, обязательно со счастливым концом и "жили они долго, богато и счастливо", но... но как же тут всё непросто. "Великая магия" лёгкая, но не легкомысленная. Она даёт куда больше пищи для размышлений, чем ты ожидаешь от комедии об обманутом муже. Потому что это не просто комедия. И не просто об обманутом муже.
Эдуардо Де Филиппо (все мы знаем его "Филумену Мартурано") создал прекрасную пьесу. Временами она умудряется ловко манипулировать твоим сознанием, делая с тобой ровно то, что в этот момент делает с главным героем, Калоджеро, второй главный герой, фокусник Отто. За расшитым звёздами плащом оказывается сложная, многослойная структура, в которую погружаешься даже с каким-то недоверием. Как, это ведь уже не по комедийным канонам! Это слишком мудрёные для комедии вопросы! А что, так можно было? Ведь всё вроде бы очевидно: шарлатан-фокусник и его жена, и в зрелости вынужденная плясать в чёрном трико и сидеть в коробке, в которую втыкают ножи; ревнивый муж и его красивая супруга, на которую засматривается местный пляжный плейбой; невинное маленькое приключение, обернувшееся большой катастрофой... где же тут место рассуждениям об играх, в которые мы играем, и жонглированию тем, как мы воспринимаем происходящее с нами? И почему это вдруг оказывается важнее, чем ужимки фокусника, пускающегося в очередную авантюру? Вот и оказывается, что "Великая магия" прыгает на голову выше рядовой комедии - это птица уже совсем иного полёта.
Здесь есть перверсия мифа об Орфее и Эвридике; во всяком случае, мне она отозвалась именно так. Орфею нужно было верить, что Эвридика следует за ним, но он не удержался в самый последний момент. Калоджеро, слившийся со своей шкатулкой в единый организм, в последний момент не успевает её открыть. Если бы открыл - было бы зеркальное отражение мифа, а так вышло ещё интереснее. Но помимо этого здесь есть ужасно правильный финал, и это главное. Ты думаешь о том, что всё знаешь о концовке уже в начале спектакля - и, справедливости ради, тот финал, который ты себе создал в своей голове, действительно происходит. Но следом за ним случается сцена, которая ставит жирную, невероятную в своей уместности точку, делающую рисковавшую стать слащавой концовку горчащей. Она чётко разъясняет: "Великая магия" - не о любви и не о ревности. То есть и о них тоже, конечно, но прежде всего - об иллюзиях, которые мы создаём. О том, что даже самый рациональный из нас, сталкиваясь в своей жизни с вещами, в которые отчаянно не хочется верить, цепляется за мысли о чуде, вводя себя в сладкий самообман. Возможно, не совсем сладкий, и уж точно не совсем спасительный - туман, под которым совсем не видно ни ног, ни дна. Это и есть великая магия человеческого сознания, которое любит играть в игры - и иногда предсказуемо заигрывается.


@темы: What I've seen, Всем восторг, посоны!, Тиятральное

23:07 

***

Быть, а не казаться.
Оглядываясь на всё то, что за последний месяц превратило меня в параноидального невротика, я понимаю, что мне отчаянно повезло с каждым, кто оказался на моей стороне. Мне посчастливилось иметь настоящих друзей. Это - охренительно важно.
Мне, пожалуй, не помешает ещё горсточка дайри-магии. Лучше бы, конечно, грузовичок, но я уж не буду борзеть. Давайте, друзья, у вас здорово получается.

Вопрос: Всё нормализуется. Всё обязательно нормализуется. Ты справишься. Всё будет в порядке.
1. Да  21  (35.59%)
2. Ещё раз да  19  (32.2%)
3. И никак иначе  19  (32.2%)
Всего: 59
Всего проголосовало: 24

@темы: И когда все дороги сомкнутся в кольцо, как ты выйдешь на правильный след?

06:56 

Очень Важный Вопрос

Быть, а не казаться.
Ребята-москвичата, а никто не идёт/не собирается на Placebo 26 октября? Ну так, вдруг?

@темы: "Это саундтрек к нашей жизни", Про тех, кто близко и далеко

Papier kann so geduldig sein

главная