Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:02 

"Москва и москвичи": выпускной кружков в ЦИМе

Быть, а не казаться.
Я почти целую неделю откладывала этот пост (а между тем, случилось много всего: "Времена и эпохи" в Коломенском, "Фантомас против всех" от Клаустрофобии, дошитый котик, наконец), потому что об увиденном и услышанном мне очень хочется написать правильно, но не очень верится, что получится.
Но я попробую.

Над такими знаковыми театральными площадками, как тот же МХТ, Малый театр или театр им. Вахтангова, всегда довлеет некий гнет истории и сопутствующих ожиданий: прошлое, полное громких имён, обязывает. От исторических площадок, конечно, ждут и экспериментов, но в первую очередь ждут определённого вектора, и волей-неволей это загоняет их в определённые рамки. Они всё же являют собой театр для более консервативного зрителя, тогда как с экспериментальными площадками совсем другая история. Я с трудом могу представить себе, например, Ромео Кастеллуччи на сцене Ленкома, зато Электротеатр принимает его как родного, пока ЦИМ устраивает встречу с испанцами из Kamchatka. Они могут позволить себе такие авантюры (справедливости ради, прошлогодняя режиссёрская мастерская в МХТ - это тоже авантюра, за что Олегу Павловичу я до сих пор низко кланяюсь). Они свободны от границ и рамок.
Идея кружков, в которых, с одной стороны, идёт воспитание зрительской аудитории, а с другой - демистификация театра - тоже авантюризм чистой воды. Но ЦИМу всего 25 лет, и, как и положено в этом возрасте, он задорно занимается тем, что ему по-настоящему интересно, и своим драйвом заражает окружающих. Он может себе позволить сделать широчайший шаг навстречу своему зрителю - и он его делает, как бы странно это ни выглядело. Что нам там говорили про четвёртую стену? Её ломают именно так. ЦИМ открывает свои двери всем желающим, доказывая: театр может делать любой. Никакой роли не играет ни возраст, ни рост, ни вес, ни гендер, ни профессия, ни вероисповедание, ни положение Луны в Стрельце в момент рождения, ни наличие специального театрального образования. Ты просто должен хотеть что-то сказать. Иметь что-то сказать. И всё.
Я до глубины души поражена тем, какие удивительно прекрасные вещи на театральной сцене могут создавать люди, которые прежде никогда не занимались театром. Взять хоть кружок сцендвижения Виталия Боровика. Он обещал нам полчаса, ну, максимум сорок минут перфоманса, но когда свет вновь зажёгся, я полезла за часами в святой уверенности, что прошло не больше десяти минут. А прошло сорок пять! До того захватило это удивительно гибкое зрелище, что время остановилось, и я поняла, что это ни разу не фигура речи.
Даниил Хармс - естественный выбор для пластического театра. Я даже не знаю, можно ли его произведения, мистические и абсурдистские, рассказывать как-то по-другому. И эти молодые ребята, семь девочек и один молодой человек, своё попурри из Хармса рассказали максимально красноречиво. За ними было легко следить, и ещё легче было воспринимать. Это, на мой взгляд, немаловажный показатель. Такой театр - молодой, нежный, как клейкие зелёные листочки только-только взошедшего ростка. Его нужно оберегать. А ещё ему нужно давать свет и тепло - и тогда, возможно, из него вырастет упрямый одуванчик, способный пробить асфальт.
Но, конечно, наиболее впечатлившей меня вехой в истории кружков ЦИМа стали достижения кружка пьесы. Когда Виктор Анатольевич Рыжаков говорил о том, что эти 16 пьес привели его в восторг, эти слова уже были поводом задуматься. И он, как и всегда, не обманул: 16 прекрасных монопьес, удивительно разных и притом похожих несмотря на широкий спектр поднятых проблем, форм подачи, эмоционального подтекста, в этот день привели в восторг ещё очень многих людей. Потому что они про нас сегодняшних: про наше телевидение, наш сленг, наши духовные кризисы и физические потери. Они делают именно то, что должна делать хорошая драматургия (и в данном случае мне даже не стыдно за слово "должна"): они передают дух времени. И хотя дух этот временами оказывается с душком, ничего ни убавить, ни прибавить. Всё метко. Всё в яблочко.
Жанр монопьесы - на первый взгляд из тех, где особо не развернуться. Сложно выписать конфликт, когда у тебя в руках всего один герой. Но тут на помощь приходит Герман Гессе, говоривший о том, что внутри нас живёт целый зоопарк голосов, и механизм начинает работать. Надо сказать, что авторы подошли к своей работе с удивительной изобретательностью, и в данной фразе нет ни слова лести. Тут и Андрюша Малахов, бодро смакующий очередную драму (в стихах!), и неожиданное изложение "Ромео и Джульетты" от лица Бенволио (удивителен как антураж и факт того, что Бенволио играет девушка, так и то, как ладно всё это работает вместе), и переписка по WhatsApp. Смотря всё это, понимаешь: жизнь сама диктует, о чём писать. У этих шестнадцати людей получилось правильно её услышать, понять, усилить и передать нам - тем, чья эмпатия пока не настолько мощна.
Это ведь вполне готовый для показов альманах, и я буду счастлива, если он останется в репертуаре ЦИМа. Это уже не сырой эскиз, а практически готовый спектакль; я говорю "практически", потому что пределов совершенству, как известно, нет, и потому что корифеям театрального дела виднее, чем мне, в каком направлении двигаться. Но в "Москве и москвичах" сейчас есть главное: отличный исходный материал, выпускники мастерской Виктора Рыжакова, которые играют с удовольствием и азартом, и хулиганистые при всей своей скромности художественные решения каждой отдельной пьесы. Пишу это и поневоле задумываюсь: а могло ли быть как-то по-другому?

Кружки ЦИМа - живая иллюстрация гипотезы о том, что же это за чудесный мир - театр. Мир, в который люди приходят и остаются. Спасибо за открытые двери, Виктор Анатольевич, Саша, Лена и каждый, кто сделал это волшебство возможным! Спасибо за доверие!
И нескромно украду из вконтача фоточку получения дипломов с собой. Да.


@темы: What I've seen, Всем восторг, посоны!, Тиятральное

22:36 

Про друзей

Быть, а не казаться.
Рита уезжает в Питер. То ли на этой неделе, то ли на следующей. Может, вернётся через две недели после того, как закончится обучение на работе, но скорее всего - останется.
Я понимаю. Там у неё Паша. Там у неё наконец может быть работа, на которой, в отличие от московской, будут перспективы роста и что-то интересное. Я очень рада за неё, я правда очень рада, потому что она всего этого заслуживает - заслуживает, как заслуживают немногие.
Но вместе с тем мне грустно, потому что человека, который знает меня как облупленную, с которым я на расстоянии протянутой руки с того самого момента более-менее сознательной юности, к которому я могла сорваться в любое время дня и ночи - рядом больше не будет. Да, до Питера 4 часа на Сапсане, это я тоже понимаю. Да, интернет помогает сгладить расстояние. Но это не соседний район, не иной конец Москвы. Это другой город.
Мы взрослеем. Когда-то мы мечтали о том, как будем растить детей в соседних дворах. А теперь... вон оно как всё выворачивается.

Ещё один близкий мне человек уходит в другой город. И этот случай мне почему-то дико трудно осознать.

@темы: Про тех, кто близко и далеко, И когда все дороги сомкнутся в кольцо, как ты выйдешь на правильный след?, Без комментариев

19:38 

Мелочи

Быть, а не казаться.
Приехала сегодня на Книги России к открытию: 9:50, возле Воскресенских ворот толпа москвичей и туристов. К открытию меня погнал мой маленький внутренний евrейчик, ибо на стенде Coco Jambo первым десяти их подписчикам втентаклике выдавали в подарок набор наклеек. С тем учётом, что их очередной розыгрыш в очередной раз прошёл мимо меня, халявные наклеечки я, само собой, возжелала дико и страстно. Настолько, что встала с утра пораньше, пережила неравный бой с вероломным отсутствием горячей воды (которую вообще-то отключают только 7 числа) и потолкалась в толпе. С учётом хронического недосыпа последних нескольких месяцев - да, это победа.
Теперь у меня есть значок с Довлатовым (для Димы), значок с Ахматовой (для себя) и йес, те самые наклеечки. И ещё Веллер с Рождественским (дивное издание с фотографиями). Катенька счастлива.

***

Позавчера ходила на Ночь Поэзии. В прошлом году, единожды приобщившись к этому волшебству, решила ни за что не пропускать следующие Ночи. Наверное, я ещё сподоблюсь написать что-нибудь размашистое - про то, как до искр из глаз Алёна Хованская читала "Лиличку", а сладкая троица Райзман-Волобуев-Кокоева - Бутусова ("Крылья", "Живая вода", "Я хочу быть с тобой"), или про то, какая замечательная мастерская у Золотовицкого и Земцова, где есть убийственно похожая на Мэйси Уильямс девочка с неземным голосом, или про то, как в самое нутро опять попал Рождественский, или про пирожки и порошки со сцены МХТ в 4 часа утра, или про то, что брать в качестве отбивки главную тему из "Мечтасбывается" - это удар ниже пояса... но пока я ещё не нашла для этого слов. И не придумала.

***

Внезапно почти закрыла сессию: 24 июня надо будет проставить в зачётку экзамен, который мы сдали в начале мая, и до конца месяца довести до ума статью - и всё. Отчёты по практике сдавать только к сентябрю. Я опять неиллюзорно пахала весь семестр, но пожинать вот такие плоды, как ни крути, приятно. Куда приятнее, чем пахать весь семестр и потом пахать целую сессию. Подать сюда лодку для Капитана Очевидность!

***

Ездила в магазин за новыми сабо, потому что старые во вторник развалились без возможности реабилитации. В этот заезд я сабо не купила, зато купила два платья, юбку и штаны :facepalm: сабо появились несколькими часами позже, когда я пошла по магазинам уже с матушкой, которой была необходима шопинг-терапия после проведения экзамена в 9 классе.

***

Хочется какой-то образовательной движухи. На курсы плетения кос пойти, что ли?

@темы: Я купиль, На коленях у Менделеева, Молоко и мед, Минимысли, Сова и виноград, Из жизни красных шарфочек, В душной бетонной коробке можно быть просто счастливым, Mudak and proud!

16:45 

***

Быть, а не казаться.
Единственный плюс июльской жары, воцарившейся в городе - это то, что мой обед может состоять из миски черешни. Да, правда единственный.

@темы: Минимысли

12:52 

***

Быть, а не казаться.
Вчера занимались ИК-спектроскопией. Ну, идея была не просто посидеть и спектры порасшифровывать, а снять самому: всё ручками пожамкать, таблеточку с бромидом калия спрессовать, записать спектр. Короче, теперь хочу домой ручной пресс: готовьте по десять таблеток в день - и вашим бицепсам и трицепсам позавидует сам Арни.

Потом я из студента резко превратилась в преподавателя. Не очень умные люди из учебного управления поставили нам на июль (sic!) педагогическую практику. Кому можно преподавать в июле, когда у всех каникулы, для нас загадка, поэтому кафедра решила, что эту практику проставит нам по результатам семестра. Так что я погарцевала к моей руководительнице и попросилась провести пару занятий у 4 курса. Ну, как провести... я думала, что я буду на подхвате, но нет.
Прихожу вчера, передо мной на стол шлёпаются две папки с дидактическими материалами по нейролептикам, и звучит радостное: ну, занимайтесь! Чё делать, или плыть, или тонуть. Меня спас только тот факт, что по нейролептикам и дофаминэргической системе я делала курсач в прошлом году, и тему эту я люблю и помню.
На самом деле, оглядываясь на прошедший семинар, понимаю, что сейчас многие вещи я бы сделала иначе, но... ладно, кто из нас совершенен - никто ведь, верно? Верно?

- Вы на лекции обсуждали, чем атипичные антипсихотики отличаются от типичных? - спрашиваю.
- Дааааа! - с разной степенью бодрости отзываются студенты.
- Ну и чем?
- *синий экран смерти*
В общем, эта зарисовка как нельзя более точно передаёт ощущение от вчерашних 3 часов на кафедре, но, справедливости ради, пара-тройка знающих человек, готовых влезть в дискуссию, нашлась - и это хорошо.

А потом я опоздала на "Однажды мы все будем счастливы" в ЦИМ. Не судьба мне на этот спектакль попасть: в апреле не выгорело из-за Макбета, а вчера - из-за наглухо вставшей Миклухо-Маклая.
Не везёт мне с театром на этой неделе. В воскресенье отменилась "Самая большая маленькая драма", а вчера вот... вот это вот всё.

@темы: В очках Рубеля отражалась непередаваемая гамма чувств..., И у нас будет самосвал с пряниками! Когда-нибудь., Из жизни красных шарфочек, На коленях у Менделеева

19:08 

***

Быть, а не казаться.
Блджад, вот воистину: не столь трудно писать статью, сколь трудно оформлять БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Сука, у меня такое чувство, что редакторы журналов участвуют в специальной олимпиаде по хитровыпендренности требований, и побеждает тот, чей автор заколебётся большее количество раз.
Няргх.

@темы: В очках Рубеля отражалась непередаваемая гамма чувств..., Минимысли, Шестиминутка ненависти

17:49 

"Dreamworks ** Мечтасбывается"

Быть, а не казаться.
Подобно тому, как Вуди Аллен всегда снимает один и тот же фильм, Иван Вырыпаев всегда пишет одну и ту же пьесу. Пьеса эта получается обо всём сразу, и потому ровным счётом ни о чём: в погоне за объятием необъятного из виду упускается цельность, в угоду многогранности теряется определённый вектор направления. Посмотрев у Вырыпаева многое как в среде театральной, так и в кинематографической, я вполне убедилась в мысли о том, что он, конечно, человек замечательный и очень мудрый, но вот то, что он пишет - не моё.
И тут - такой сюрприз. Едва ли не катартического толка.
А ведь нужно было лишь сотворить пьесу, которая не будет пытаться говорить обо всём, на чём зиждется этот мир и эта жизнь; нужно было лишь выбрать две темы - да, широкие, глубокие, взаимно переплетённые, классические, если уж на то пошло, но две! - и выстроить диалоги, которые будут естественными и настоящими. И хотя спектаклем о любви и смерти была заявлена совсем другая мхатовская премьера, задорно выстрелившая в октябре, я скажу вот что: "Dreamworks" - изумительная работа. Умная, тонкая, щемящая.
Удивительная история в жанре "голливудского фильма", "Мечтасбывается" старательно пытается выглядеть более легкомысленной, чем она есть на самом деле. Она и начинается в лучших голливудских традициях, и то тут, то там вспыхивает вполне кинематографическими решениями вроде мюзикла в тюрьме - чем не "Чикаго"? Диалог жены, отравившей своего мужа, и его любовницы, и виноватых во всём "грёбаных обстоятельств" смотрится как клип. А уж до чего роскошно в роли женщины-полицейского выглядит Лариса Кокоева, не могу объяснить никакими словами: надо видеть. Или взять проникновенное появление главной героини на вечеринке, куда её не приглашали, промокшей до пят: вроде бы набивший оскомину ход - но, стараниями Инны Сухорецкой, такой милый, такой наивный.
Однако вся эта лёгкость, все эти традиционно по-вырыпаевски инфантильные и похожие друг на друга Дэвиды (прекрасная работа Филиппа Янковского, который своего Дэвида чувствует каким-то запредельным образом) и Салли, будто сбежавшие с экрана ("Когда Ларри встретил Салли" так и просится на язык) - только фон. "Мечтасбывается", нарядившись в яркие и блистательные одёжки, говорит о серьёзных вещах, которые не могут не тронуть сердце. О том, как жить дальше, если человек, которого ты любил, умер (вопрос "а стоит ли" не рассматривается по умолчанию, и за это - отдельное спасибо). О том, что значит любить кого-то. О том, зачем мы вообще нужны друг другу. Много слов будет сказано на эту тему, но ни одно из них не покажется банальным. Наоборот: с удивлением, где-то глубоко внутри себя, поймёшь, что именно это ты чувствуешь, думаешь, переживаешь. Ты просто никогда не сумеешь сказать так хорошо и правильно, как это получилось у Ивана Вырыпаева, Виктора Рыжакова и его артистов уже сейчас. Само собой, найдутся и какие-то откровенно дискуссионные моменты, например, пассаж про безусловную любовь к матери, но... но автор задаёт вектор, а уж следовать ему или нет - решать каждому из нас. Мощнейший пятиминутный диалог Инны Сухорецкой про то, каким должен быть мужчина, временами тоже звучит спорно, но зал слушает, затаив дыхание, потому что этот поток необходимо пропустить через себя и обдумать. Он не смывает тебя с кресла, но превращается в бодрящий душ.
Спектакль невероятно стильный: Марию и Алексея Трегубовых я с каждым новым их спектаклем люблю всё сильнее, потому что чувство вкуса у них безупречное. Эти чёрно-белые городские джунгли, в которых от своих проблем прячутся богатые пьяные люди, смешно ковыляющие на каблуках и ещё более смешно рассуждающие о высоком (богатые тоже плачут, мы же помним) - чудесная находка. По мере продвижения спектакля к его завершению они становятся всё гуще. Мечта сбывается, проблема решается - да решается ли? Или запутывается ещё сильнее? Или просто в этих зарослях удобно прятаться от самого себя?
Ещё невозможно не сказать про потрясающую музыку Игоря Вдовина. Она трогает необычайно. От каждой струнки, задетой внутри тебя, расходятся вибрации, достающие до кончиков пальцев - горькие, но светлые вибрации. Горькие и светлые как весь этот спектакль.
Не знаю, чем ещё дополнить текст про крещение любовью, которым для меня обернулся "Dreamworks". Разве что добавлю одно: "Мечтасбывается" очень хочет быть голливудским фильмом, но твист, который она описывает в конце, обводит голливудские каноны вокруг пальца. Не буду забегать вперёд, но скажу, что это очень правильное решение. И хотя так наивно хочется, чтобы всё было хорошо и волшебно, не стоит забывать, что жизнь далека от фильмов. Мечта сбывается не всегда. Или сбывается какая-то другая. Или...
Дословно переводя "dream works", мы получим "мечта работает". Правильная мечта работает даже тогда, когда она не сбывается. В конце концов, дорога к достижению цели, которую мы проделываем, часто имеет больше смысла, чем сама цель.
А наши мечты, как справедливо отмечают герои пьесы, это тоже наша работа. И мы должны делать её хорошо.


@темы: Тиятральное, Всем восторг, посоны!, What I've seen

22:13 

***

Быть, а не казаться.
Вся фишечка, пожалуй, в том, чтобы научиться воспринимать всё происходящее с тобой с благодарностью. Не так, чтобы "дорогой мир, спасибо, что у меня всё прекраснее и радужнее, чем у индивида А" или "спасибо, дорогой мир, всё это, конечно, хорошо, но у индивида Б-то получше". А просто - спасибо. И здесь, и сейчас, и вообще.
Я очень счастливый человек, и мне безумно повезло с огромным количеством вещей и людей в моей жизни. Даже вдумываться не надо; это очевидно, и я не хочу это ни преувеличивать, ни преуменьшать. Хочу только научиться не забывать об этом даже тогда, когда случается что-то паршивое. Потому что паршивое - это тоже урок.
Спасибо, дорогой мир.

@темы: Без комментариев, В душной бетонной коробке можно быть просто счастливым, Минимысли

18:47 

Прекрасное

Быть, а не казаться.
На ваших экранах довольный Джоффри: пока его ещё не заменили. :lol:


@темы: Скопипастчено, Сериализм, Льдисто-огненное, Всем восторг, посоны!

12:53 

"Прокляты и убиты"

Быть, а не казаться.
Есть спектакли тяжёлые. Есть спектакли страшные.
Есть "Прокляты и убиты", который, кажется, нельзя ни играть, ни смотреть чаще одного раза в год. И который, тем не менее, должен быть. Почему? Потому что это та самая прививка от войны, которая человечеству будет актуальна всегда. Я не хочу сказать, что прививка эта станет спасительной, но...
Я считаю крайне досадным тот факт, что этот спектакль возвращается из небытия всего на один день. Как Смерть, которая, если верить Нилу Гейману, проводит одну ночь среди живых, танцуя макабрей - чтобы потом опять вернуться к своей тяжёлой и страшной работе. Так и "Прокляты и убиты": он приходит и два часа спустя исчезает в дыму, как спины мальчишек, уходящих на войну, но память о нём ещё долго отзывается внутри - и ноет, ноет, ноет. Он, несмотря на пульсирующую мужскую энергию, которая сочится через край, эмоционально иссушает - как артистов, так и зрителей. Эта энергия уходит, рассеиваясь, куда-то далеко, как вопрошающий крик: если Бог есть, почему он допускает, чтобы его дети убивали друг друга?
Ждать ответа было бы наивно.
Не подумайте: не будет ни крови, ни разбитых лиц, ни вящего натурализма, в который жадного до скандалов человека другие люди любят тыкать носом, как котёнка в лужу. Будет только инъекция страха. Безумные крики и столь же безумный пьяный смех. И костлявая рука у твоего - твоего, сытый и безопасный зритель! - горла.
Их на сцене двадцать. Одно большое, вечно пребывающее в движении тело с двадцатью головами, каждая из которых смотрит в свою сторону. У всех - туманное прошлое и ещё более туманное будущее. У каждого есть горькая и злая история, которую он несёт как крест, и не менее горькая и злая правда, сливающаяся в одну, общую правду: в войне нет ничего святого и прекрасного, достойного воспевания и похвалы, это многоликая картина человеческих драм - и только.
Лица превращаются в общую синхронно орущую и синхронно молчащую массу, но каждое умудряется сохранить индивидуальные черты. В этом, конечно, заслуга артистов, которые всё чувствуют и проносят - то ли прошитая в биосе память о войне работает на это, то ли ещё что. Неважно. Удивительно и прекрасно смотреть на то, как молодые парни всего за несколько лет находят свой голос и превращаются в прекрасных артистов - взять хоть одного Николая Сальникова, который научился использовать свой комический дар даже в самых жутких моментах. Его уродец-особист с балетными замашками - фигура исключительная. Дух захватывает от отвращения, от писклявых сводок Совинформбюро, от повадок рептилии, от ужасающей несправедливости, наконец. Смешно и противно - но больше противно.
Как Виктор Анатольевич Рыжаков справился с этим не постановочным сюжетом - для меня загадка. "Прокляты и убиты" - книга, которая не может похвастаться богатством действия, зато ужасающей затхлости быта в ней хоть отбавляй; однако же при минимуме событий и реквизита и максимуме условностей (заматывание в большой рулон плёнки как купание в снегу, пустые миски, наконец, персонажи, которые никак не заявлены в программке, но то тут, то там вспыхивают новым узнаваемым лицом) у спектакля получается быть красноречивым. Голос Виктора Астафьева усилен, будто рупором. Это правда о войне как о неблагодарном, беспокойном, бессмысленном труде. Грязная, безжалостная, саркастичная (иначе не выжить, иначе сойдёшь с ума), животная. Эти мальчишки, такие разные и такие одинаковые в натянутых на тела хламидах, похожи на зверей. Нет в них ни праведности, ни героизма, потому что эти высокие понятия появляются только там, где за оболочкой есть дух. А у ребят - но не у всех, справедливости ради - воспитание духа ещё не произошло. У некоторых, забегая вперёд, не произойдёт вовсе - по разным причинам. Один погибнет, ещё не попав на поле боя - просто по несчастному стечению обстоятельств; вторых показательно расстреляют, чтоб остальным была наука. Третий останется жив - до поры-до времени, ведь на сцене разыгрывают только первый том, а есть ещё том второй; просто он никогда не эволюционирует до следующей ступени человека, потому что внутри у него не душа, а мелкая душонка. Всякое случается.
Духа нет, есть голодный рот. Жить хочется, мама. Хлеба хочется, мама, и сна, и бабу.
Но за оскалом нет-нет, а проскальзывает какой-то человеческий облик - измученный, правда, затихший, неспособный более выносить унижения и мат. Редко. Но бывает. Как солнечный зайчик на реке. Так плачущий сын поднимается с колен пришедшей спасти его матери - потому что его ждут задиры-товарищи, потому что тело хочет безопасности, а душа становится человечьей и понимает, что иногда долг важнее собственной шкуры.
Это всё для того, чтобы полное грязи болото сомкнулось над твоей, зритель, головой не до конца. Подыши чуть-чуть - и ныряй обратно.


@темы: What I've seen, Тиятральное

15:12 

***

Быть, а не казаться.
Я сдала на права. Завтра (или, в крайнем случае, послезавтра) должна быть с водительским удостоверением на руках.
Не могу сказать, что испытываю удовлетворение, но что касается крайнего облегчения от разрешения всей этой ситуации - то вот его испытываю несомненно. Нервотрёпка кончилась, и в каком-то не очень обозримом, но всё-таки будущем у нас будет машина.
Сижу и выдыхаю.

@темы: Минимысли, Без комментариев

21:34 

C Днём Победы!

Быть, а не казаться.
Я думаю, что лучший способ сказать спасибо всем тем, кто не пожалел себя ради нашей с вами жизни - убрать за собой мусор после майских шашлыков и стать чуть терпимее к тем, кто нас окружает. Начать с малого; начать с себя.
И всё же: спасибо. Спасибо за небо, и пусть оно будет мирным.


@темы: Минимысли

12:35 

***

Быть, а не казаться.
Воскресенье, 7 утра. В большой комнате в кресле спит кот, в маленькой комнате на кровати - Дима. Одна я не сплю и ползаю по квартире, лениво собираясь, потому что в 9 утра у меня вождение на лядской Пяловской: моя частница любезно согласилась покататься со мной в свой выходной.
Город практически пуст, я лечу по Дмитровке со второй космической скоростью. Район Петровско-Разумовской с её вечной стройкой, лицами непонятных национальностей и кричащими вывесками "реализация таможенных товаров", "чайхана Черешня" и "джинсы Люся" кажется мне чуть-чуть не моей Москвой - стопроцентно знакомой, но не родной. Впрочем, в этом городе я люблю даже это. И даже временную разметку на Дмитровке, которую - не иначе как от большого ума - всю сделали сплошной.

Я возвращаюсь домой в 11. Меня ждёт перемытая посуда, хорошенько отглаженный и довольно мурчащий кот, экран на кухонную батарею, в котором закручены все выпавшие болтики, блокнотик с Одиннадцатым Доктором, лежащий на моём принтере, и хитрые глаза.
Если это не волшебство, то я не знаю, как это называется.

@темы: По моим венам течёт ванилин, Молоко и мед, Всем восторг, посоны!, В душной бетонной коробке можно быть просто счастливым

19:58 

***

Быть, а не казаться.
Пересдачу в ГАИ влепили на этот вторник, 10.05. С учётом того, что за рулём я последний раз была где-то месяц назад, а впереди праздники, то есть занятий нет, мне очень тоскливо. А уж с учётом того, что 11.05 у меня экзамен по ИК-спектроскопии, мне не очень, а очень-очень тоскливо.
Я плакал, господа, ебал и плакал.

@темы: Без комментариев, В очках Рубеля отражалась непередаваемая гамма чувств..., И у нас будет самосвал с пряниками! Когда-нибудь.

16:53 

"Макбет"

Быть, а не казаться.
Хотите европейского театра? Ну, знаете, такого минималистичного в оформлении, но сложно вывернутого технически, театра режиссёрского, который непременно поделит зал на два лагеря, один из которых встанет и уйдёт при первой же возможности, а второй будет хлопать артистам до тех пор, пока занавес не упадёт окончательно? Хотите пищи для размышлений, которая принадлежит перу не одного только Шекспира, а является продуктом синтеза идей автора и режиссёра? Вам на "Макбета".
Я не люблю слово "провокационный" в отношении театра, от него в такой связке сразу веет низкопробным "Спид Инфо", поэтому скажу следующее: Ян Клята вместе со своей командой сделал очень умный, очень динамичный злободневный спектакль. Режиссёр, художник, хореограф и композитор тут работали очевидно в одной упряжке; всё играет друг на друга, взаимно дополняя и усиливая. Безумие - в музыке, в карикатурном Малкольме (Александр Семчев, вы понимаете) с сачком для бабочек, в потрясающей красоты и ужаса открывающем танце, когда из-под заваленной воздушными шарами сцены, где только что резвились ведьмы, поднимается одна, вторая, третья, десятая мальчишеская голова, в эффектных манипуляциях со вниманием зрителя, в крупных планах и огромном глазе на заднике сцены. Что такое этот глаз? Всевидящее око, третий глаз, немой свидетель, который не видел, но прозрел (недаром транслируются кадры операции)? В этом зрачке отражается и Макбет, и Макдуф, и Банко, и каждый из них безмолвно идёт на тебя, идёт и смотрит.
Для меня этот "Макбет" получился в первую очередь не о трагедии человека, алчущего власти и не способного её удержать, а о страхе перед войной. О том, что никто из нас не хочет видеть, как их любимые надевают камуфляж, чтобы идти и проливать кровь. О молоденьких мальчиках, восторг на лицах которых (я убью его, убью!) сменяет гримаса боли и ужаса (почему он убивает меня?!). О европейской паранойе перед беженцами: крики "Аллах акбар!" - элемент настолько красноречивый, что комментарии излишни. Центральная фабула, само собой, тоже не проходит мимо, но всё это, фоновое, пропущенное между строк и потому чётко попадающее прямо в тебя, разит в самое нутро.
В "Макбете" предельно продумана каждая сцена. И практически каждую из них ты смотришь, думая про себя: почему, почему это так, почему я всё ещё это смотрю, зачем нам говорят об этом таким образом? И абсолютно каждую из них досматриваешь с мыслью о том, что это абсолютно обосновано и логично, что такой взгляд не просто имеет право на жизнь - он его выстрадал. Леди Макбет, наряженная в мотылька, бегает по сцене, сходя с ума - это алчная женщина, надеявшаяся согреться на престоле, сгорает, достигнув желанного огня. Артём Волобуев и Александр Усов, надев на шею картонки с надписями "жена Макдуфа" и "сынок Макдуфа", обсуждают, почему Макдуф (не)предатель. Ведьмы поют свои заклинания, танцуя стрип. Над сценой то тут, то там, выхватывая лица артистов, летает квадрокоптер... где тут Шекспир? А он, не поверите, звучит точно так, как и должен: текст не тронут, а все сокращения вполне оправданны. Он - везде.
Это очень маскулинный спектакль: начиная количеством задействованных мужчин и заканчивая чисто мужским взглядом на ведьм. Ни одна из вещих сестёр не обнажается в течение спектакля, но недвусмысленной эротикой веет от любого их образа. Даже тогда, когда они, одетые в платья и обутые в разноцветные кеды, впервые выходят на сцену, нам уже намекают на их природу от лукавого. Но как это сыграно, как это... я не знаю, правильно, какой круговорот "невинность-жестокость-похоть", рождающий забаву над человеком, которому соблазнительно поддаться сладким уговорам о будущем!
Ян Клята пошёл практически путём шекспировского театра (из женщин у него только сёстры и король Дункан, чудесная Роза Хайруллина, одетая в белое), но, в отличие от недавней "Двенадцатой ночи", где Марк Райлэнс и Джонни Флинн разгуливают по сцене в кальсонах, кринолине и напомаженных париках, его мужчины, играя женщин, остаются мужчинами, и это смотрится удивительно естественно. А в случае леди Макбет - ещё и обоснованно: слетайтесь, духи смертельных мыслей, извратите пол мой, от головы до ног меня насытьте жестокостью! Игорь Хрипунов - прекрасная леди Макбет, достойная своего тана. О том, до чего здесь на месте Алексей Кравченко, и говорить нечего: великий воин, неспособный стать великим королём, готовый выполнять приказы, но не умеющий их отдавать, у него получился. Его Макбет - космически одинокая фигура. Идея о том, что мы рождаемся в одиночестве и умираем в одиночестве, давно у всех на слуху; вместе с Шекспиром Ян Клята предлагает идею о том, что убивая, человек тоже остаётся один на один с собой. Убийство - черта, которая отделяет убийцу от всех остальных, точка непонимания и сумасшествия.
Я не хочу сказать, что этот "Макбет" идеален: лично мне было мало поединка между Макбетом и Макдуфом в том виде, в котором его дал Ян Клята, а некоторые моменты показались излишне урезанными, да и после невероятно мощного задела спектакль в следующие два часа не рванул вверх, а продолжил планировать. Впрочем, я думаю, что все эти нюансы ещё будут отредактированы: как ни крути, спектакль только-только встал на сцену.
Долгих лет жизни этому "Макбету" - в отличие от его заглавного героя.


@темы: Тиятральное, Всем восторг, посоны!, What I've seen

08:59 

"Зима тревоги нашей"

Быть, а не казаться.
2016 год успешно проходит под звездой Джона Стейнбека, так что нет ничего удивительного в том, что, увидев в афише РАМТа его имя, да ещё напротив названия последнего его романа, я погарцевала за билетами.
Если честно, я не могу сказать, что спектакль Инны Савронской - это что-то, на что я, не задумываясь, пошла бы повторно. Впрочем, и посредственным его назвать язык не повернётся: при минимуме средств он сделан очень аккуратно и добротно, маленькая сцена РАМТа играет ему на руку, выполняя большую часть работы по воссозданию атмосферы продуктовой лавки. Вот только не хватает он звёзд с неба, и это как-то... обидно, что ли. При таком-то блестящем первоисточнике можно было дожать сильнее, эффектнее, чтобы наотмашь било весь спектакль, а не только в конце... хотя, конечно, это только мои ожидания. Роман ведь про вечное, незыблемое - про человеческую природу и хруст зелёных бумажек.
Но есть в этом спектакле один безусловный момент, достойный комплиментов самого высокого ранга. Я об игре Дениса Баландина - игре редкого полёта. Его Итан Хоули - тот случай, когда персонаж подходит актёру как вторая кожа. Финансовая рефлексия рождает в этом порядочном человеке бездну кошмарной глубины, которая вглядывается в тебя даже тогда, когда Итан смотрит в противоположную сторону; подобная реакция - абсолютный профессиональный успех. У него в глазах - пустота, а улыбка - такая, что позавидует самый последний Кай. За холодным расчётом - вспышки эмоций, которые он позволяет только наедине с собой. За внешним благополучием честного и трудолюбивого отца и мужа - самый настоящий ад человека, сожалеющего о прошлом, где у его предков было всё, и постоянно винящего себя за то, что его семья не имеет возможности жить зажиточной жизнью. Итану, каким его изображает Денис Баландин, веришь безусловно, и вот это, на самом деле, та необыкновенно мощная вещь, которая искупает средний уровень всего остального.
Это маленькие, локальные девять кругов в масштабах одной личности. Но в мире, где деньги являются необходимой частью существования, то есть в любом мире, очень сложно не увидеть отдельные черты себя в этой самой личности: деструктивное обвинение себя самого, желание быть счастливым и богатым, в котором нет ничего предосудительного, но которое часто рождает предосудительные идеи и, наконец, предательство себя. Нет, Итан продал не только друга и начальника - в первую очередь он продал себя, да так, что это вывело его на полосу, за которой лежит точка невозвращения. И если Итан смог вернуться, то в реальной жизни такие истории (тысячи их!) имеют обыкновение заканчиваться менее счастливо - для всех участников, вольных и невольных.


@темы: Тиятральное, What I've seen

17:33 

***

Быть, а не казаться.
- Сегодня день рождения Уэса! - пишу Диме 1 мая, сидя в парикмахерской.
- Непременно отпразднуем, - отвечает он. - "Водная жизнь"?

Итак, у нас есть большой экран, фильмография Андерсона, которую мы методично до/пересматриваем, бутылка белого сухого вина и канеллони со шпинатом и сыром.
Мы очень счастливы.

Этому дневнику отчаянно не хватает тэга "по моим венам течёт ванилин".

@темы: По моим венам течёт ванилин, Минимысли, Всем восторг, посоны!, В душной бетонной коробке можно быть просто счастливым

18:16 

"Прошлым летом в Чулимске"

Быть, а не казаться.
Потому что в этой днявочке должно быть что-то хорошее.

Странно, когда ты достаточно ровно дышишь к Сергею Пускепалису, Никите Звереву и Александру Вампилову, а потом эта троица мужчин собирается в одной точке времени и пространства - и случается чудо, подобное какому-то катарсису. И несмотря на весь пафос этой фразы, я могу выдать только такое определение - хотя сам спектакль от пафоса предельно далёк.
После него очень чётко понимаешь, почему Вампилов - драматургическое "наше всё" прошлого века. "Прошлым летом в Чулимске" - пьеса настолько талантливая и самодостаточная, что ей не нужны ни экстравагантные режиссёрские решения, ни хитрые декорации - ничего лишнего и выходящего за пределы истории. Всё это было бы оправданно в любых других постановках, по другим книгам и пьесам - более слабым, где режиссура должна вывести посредственный текст к новой планке, или, напротив, культовым и знаковым, где в поиск новых смыслов можно зарыться с головой. "Прошлым летом в Чулимске" же - простой, незатейливый, но ох какой убийственно точный портрет жизни, и в этом его главная функция. Так что, ставя эту пьесу, Сергей Пускепалис сделал единственно верную вещь, которую тут в принципе можно было сделать, а именно поместил в фокус повествования актёров. Функция режиссёра в этом спектакле - не ведущая, а скорее сопроводительная, на первом плане здесь не художественные элементы, а люди. Осмелюсь сказать, что именно это превращает "Прошлым летом в Чулимске" в тот театр, который не может не нравиться: поборники консерватизма не найдут тут ничего экстравагантного, что задело бы их нежные чувства, а всеядная публика оценит кажущуюся простоту и скромность, которой сегодня, бывает, не хватает. Это театр актёра, а не театр режиссёра, и язык не поворачивается сказать, что актёры разыгрывают эту историю - они её проживают; избитая фраза, безусловно, но описывает ситуацию наилучшим образом. Комедийное дарование Никиты Зверева (Шаманов), Станислава Дужникова (Мечеткин) и Юлии Чебаковой (Кашкина) эксплуатируется в каком-то очень правильном, не чрезмерном направлении, но трагическое сменяет комическое так же неуловимо, как это бывает в реальности - и вот уже ты, отсмеявшись, с ужасом смотришь на синее лицо Хороших и присоединяешься к голосу Кашкиной, что кричит: не ходи, Валя, не ходи!
Трогательно краснеющая Валя - ось пьесы. Такую непростую задачу отдали Нине Гусевой и не ошиблись: я, конечно, в принципе ужасно люблю эту ужасно славную актрису, но в этом спектакле, пожалуй, её лучшая роль на данный момент. В ней не нужно рассматривать ту или иную эмоцию, она и есть Валя с головы до пят: с этим её передничком, коротеньким платьицем и внутренней силой. Красноречивая метафора с палисадником, проходящая через всю историю - её отражение (-Я чиню палисадник для того, чтобы он был целый. -Да? А мне кажется, что ты чинишь палисадник для того, чтобы его ломали). И потому крайне символично и сильно выглядит сцена, в которой Валя сама ломает калитку: это она себя ломает, сопротивление напору Пашки - такой же напрасный труд, как и постоянная починка досок.
Ревность тянет за собой ложь; ложь, в свою очередь, катализирует роковое стечение обстоятельств. Всё это - орудия какой-то неправильной любви. Чувства, находящие своё выражение в Кашкиной и Пашке, не могут быть истинными - я вижу "Прошлым летом в Чулимске" именно с этой стороны. Но вот ведь парадокс: драматично заканчивается эта история прошлого лета, неприятно, грустно, несправедливо - а ты выходишь из театра, и на душе почему-то светло-светло, тихо, нежно. Может быть, потому, что всё талантливое неизменно приводит в восторг. А может быть, потому, что за этими слезами Вали, за отъездом Шаманова и просящей прощения Кашкиной прорастает, как цветы из-под грязи, что-то очищающее, делающее нас лучше. Добро. Прощение. И новая жизнь, в которой нужно поспешить любить.


@темы: Тиятральное, Всем восторг, посоны!, What I've seen

22:23 

#dor_sov

Быть, а не казаться.
Дима принёс в мою жизнь Дореволюционного Советчика, не знаю, как жила без него раньше.
Собственно, это всё, что я хотела сказать этим постом.

Очень смеюсь с картинки весь день, просто моя жизнь в последние две недели.

@темы: Скопипастчено, Нарисованная жизнь, Всем восторг, посоны!, Mudak and proud!

22:27 

***

Быть, а не казаться.
Давно не было таких накрывшихся святой пердой недель. И вот, кажется, написать бы про что-нибудь хорошее - про "Прошлым летом в Чулимске", например, филигранное совершенно, но - нет. Не пишется.
И курсач по электрохимии, обильно сдобренный кофе, тоже как-то не пишется.
Да и вообще ничего не пишется.

Возможности отказаться от преподавания на кафедре - нет. Водительского удостоверения - нет. Стипендии - нет ("Ваша стипендия висит где-то между Фондом и банком, не волнуйтесь, сегодня-завтра должна прийти" - сказали мне вчера. Ага, а г а). Денег - почти нет, уж после стоматолога-то; на следующей неделе мне ставят только временную коронку, потому что, видите ли, за эти три недели заживания после операции десна наросла как ей вздумалось, её опять редуцировали, и теперь нужна временная коронка, чтобы она сформировалась вокруг неё правильно.
Не то чтобы у меня от всего этого опустились руки, но, кажется, уже вот-вот. Либо мне где-то привалит по-крупному, либо всё покатится ещё круче.
Знаешь, афобазол, ю ду ит вронг.

@темы: Только зрячие знают, что такое слепота, И у нас будет самосвал с пряниками! Когда-нибудь., Без комментариев

Papier kann so geduldig sein

главная