Титановые голосовые связки Донны Ноубл
Написали на моём пепелище: здесь танцуют.
Я тут поняла, что у меня так и не дошли руки до театровпечатлений прошлой недели.
Ладно, простительно; эти впечатления разделялись и отбирались как смесь в колонке при гель-проникающей хроматографии в течение последних дней, но из-за учёбы и некоторых личных заёбов я так и не собралась с духом.
В общем.

"Зойкина квартира", МХТ им. Чехова
Что я могу сказать после четвёртого спектакля Кирилла Серебренникова? Он - однозначно мой режиссёр. Я не во всём и не всегда согласна с ним, некоторые детали в моём и его видении расходятся, но в целом и общем - моё. И больше всего мне нравится то, что он всегда сохраняет свой стиль, несмотря на то, что фишки у него каждый раз разные. Вот и тут он остался верен себе. Это не комедия, это трагикомедия - чистый юмор он бы никогда и не стал ставить, я так думаю; "Зойкина квартира" же - идеальный баланс.
Потому что это, на самом деле, довольно невесёлая история. Потому что за красотой и разгульным весельем скрывается старательно заглушаемая и маскируемая тоска, и всё это превращается в некий пир во время чумы. Яркий, великолепный, восхитительный - но всё-таки больной. Мы часто смеялись в ходе спектакля, но в конце, когда Квартира играла на рояле в опустевшем пространстве... вроде бы как-то нехорошо соболезновать таким сомнительным авантюристам, но лгать не буду - что-то кольнуло.
Также не обошлось без дополнительных, не предусмотренных Булгаковым шпилек в сторону власть имущих; справедливости ради, все социальные моменты 20 века что в "Мастере и Маргарите" Саса, что здесь ушли далеко за пределы спектакля. Но всё-таки, на некоторое время отбрасывая всё вышесказанное - как же это было красиво!
Я понимаю, почему 18+. Я понимаю, почему спорные моменты и откуда очередные чистоплюйства на тему "такие спектакли - оскорбление для прославленной сцены МХТ!!!11". Но я не буду вспоминать про это ещё раз; скажу только, что in my personal opinion всё это было очень в кассу и невероятно хорошо подано: грязь и блеск, завуалированный бордель и морфийный рай. Алилуя, мелком выводящий на стене возле дверей Зои размашистое "Сука", Манюшка и Херувим, Аметистов в футболке с Пу (Серебренников, наверное, не был бы собой, не включи этот момент и сюда: пародия Чурсина в "Лесе" откликнулась хорошо, просто отлично), бенефис Мымры (аааа! Колпакова! Какая она красивая, какая гибкая! Этот прыжок в шпагат и акробатические этюды - что-то с чем-то!) и мадам Ивановой - гибельной любви-смерти с обнажённой грудью... и вот это было ни разу не пошло. Это было действительно очень привлекательно эстетически. Завораживало. Да настолько, что когда мы с мамой в антракте вывалились из зала, мы обе смогли пискнуть только "Б-жечки, как же это красиво!".
Обе. Люди совершенно разных поколений. Хотя, с другой стороны, матушка моя - тот ещё либерал от искусства, на самом деле...
Спасибо Серебренникову - мы попали точно в голову графа Обольянинова: оглушительная музыка и китайские драконы, плавающие по сцене - и блаженные, закатывающиеся глаза; ах, Лавров, зараза, как же я тебя люблю! Зойка - блистательная Лика Рулла. В прямом смысле блистательная. Я не знаю, смог бы кто-нибудь лучше: в этой Зойке есть жёсткость и нежность, некоторый деспотизм, обаяние и точное знание своей цены. И голос. Это очень музыкальный спектакль - не мюзикл, впрочем, но поют здесь довольно много. И, я думаю, едва ли кто-то лучше Руллы воплотил Зойку именно в этом ключе.
Ещё после этого спектакля я окончательно утвердилась в своей любви к Лавровой-Глинке (г-споди, я хотела бы быть на неё похожей! Ну хоть капельку!), ибо то, как она поёт, двигается, играет, прекрасно от начала и до конца. Но хочется сказать ещё о двух мужских персонажах: Гусе-Ремонтном и Аметистове. Гусь-Ремонтный был для меня первой мхатовской ролью Кравченко, в которой он играл абсолютно дееспособного мужчину. И, возможно, последней - попасть на богомоловские сочинения я пока совершенно не горю желанием. И я поняла, что ему ужасно идёт этот бизнес-лоск, костюм, ленивая походка, властность - и невероятно смешное, жалкое непонимание в тот момент, когда его облепили дамы из ателье Зойки. Он всё-таки очень разноплановый - хотя, пожалуй, его Михал навсегда останется для меня ролью номер один. Просто потому, что это Михал.
И Аметистов. Михаил Трухин - это всё-таки что-то невероятное. Его Коровьев был превосходен, его Флоренс Снайдер была выше всех возможных похвал, и тем приятнее, что Аметистов не выбился из этой блистательной плеяды: наглый и обаятельный плут с хитрыми глазами, шустрый, яркий, смешной - о нём почему-то не получается думать никак, кроме как с восхищением.
Прошла неделя, а у меня всё ещё чувство, что на языке есть сладковатый привкус дыма. И это - показатель. Это был ещё один спектакль, который вцепился в меня прочно и пока что не собирается отпускать.

"Кориолан"
Во-первых - огромное спасибо Брисоль и ann.tropie за в высшей степени замечательную компанию!
Во-вторых - я невозбранно офигела, когда узнала, что Аня тоже идёт в день премьеры его смотреть.
В-третьих - сказать, что я была в восторге, равносильно не сказать вообще ничего.
Отрекомендуюсь сразу: эту пьесу я не читала и обо всём происходящем до просмотра имела ну очень слабое представление. Не знаю, может, оно было и к лучшему - некая tabula rasa в моём сознании вышла... Да, пожалуй что к лучшему.
Мне очень нравится строго выдержанный минимализм этой постановки: почти полное отсутствие декораций (хотя такой поворот с надписями на стенах - это очень эффектно!) и почти полное же отсутствие стилизованных костюмов. И это был как раз тот случай, когда спектакль это вообще не портит. "Кориолан" получился не то чтобы злободневной вещью, но эдаким мостиком от прошлых лет к нынешним; и люди остались такими же, и пороки их остались такими же, и достоинства, к счастью, тоже. Ему идёт быть современным.
А теперь будет минутка фангерлизма.
Я - ни разу не Локи-фан (скажем так, марвеловская концепция Асгарда вообще причиняет мне жесточайшую боль чуть пониже спины; Локи же в экранизациях - это вообще нечто настолько маловразумительное, что у меня никаких фейспалмов не хватает). Но Том Хиддлстон, ребята, шикарный актёр. Это настолько его роль, что для меня он теперь сросся с образом Кориолана в единое целое. Физическая мощь и красота, пафос, сила, несгибаемость - и слёзы, настоящие слёзы, когда его сын упрашивает его пощадить Рим. Б-жечки, и почему я так таю, когда мужчины на сцене плачут? Это было потрясающе с первых секунд и до последних. И то, как он омывал с себя чужую кровь, и то, как его собственная в итоге хлестала на сцену (умывающийся ей Тулл Авфидий - лучшее и самое сильное завершение из всех возможных!), и громогласное "I punish you!", от которого по моей спине побежали мурашки - это ещё один герой в копилку униженных народом, но оставшихся выше тех, кто его растоптал. Я не хочу идеализировать образ Кориолана, ни в коем случае: у него достаточно негативных сторон, он слишком прямолинеен, он слишком пуп земли (хотя, опять-таки, можно поспорить на тему того, было ли у него право считать себя таковым). Но это всё равно был пример очень сильного человека. И Хиддлстону этот пример удался.
Не могу не упомянуть также во всех смыслах прекрасного Гэтисса - я невозможно люблю персонажей-адекватов, а его Менений был именно таковым - и Дебору Файндлей. Это было СИЛЬНО. Именно так, капсом; не скажу, что я с самого начала разделяла и понимала все помыслы и идеи Волумнии - напротив, поначалу создаётся впечатление, что ей дорог не сын, а его заслуги. Но вот во второй части она блистательна от и до.
Что сказать ещё? Я очень рада, что в конце зал хлопал. Этот спектакль был достоин того.
И, само собой, я очень жалею о невозможности увидеть его в оригинале, а не на экране "Горизонта".

Каков, а. Где таких раздают?

@темы: Про тех, кто близко и далеко, Изображая рецензента, Из жизни красных шарфочек, Домашняя философия, Where I've been, What I've seen, Тиятральное, Синематографии