Титановые голосовые связки Донны Ноубл
Написали на моём пепелище: здесь танцуют.
Преступно давно не писала про фильмы, надо исправляться; вот "Трамбо", например, был такой чудесный - а поста про то, какой он чудесный, у меня как не было, так и нет. Непорядок.
"Тряпичный союз" возглавил мой личный топ-лист ожидаемых российских фильмов 2016 года - дайте-ка подумать - ужасно давно. В силу многих причин: как минимум, в силу симпатии к Михаилу Местецкому, который человек глубоко ироничный и многогранно талантливый, и больших надежд на четвёрку ведущих актёров. По поводу тряпсоюза я уже достаточно долго приседала на уши людям вокруг меня, но желающих составить мне компанию так и не нашлось, и когда я смирилась с тем, что пойду в кино одна, выяснилось, что есть Дима, который хочет на этот фильм так же сильно, как и я.
Ну, пора перестать удивляться волшебству, которое окутывает этого человека и его интересы, синхронизирующиеся с моими на каком-то запредельном уровне, но я не могу. И не хочу. Да и пост не про это.

Всем разочарованным в российском кинематографе опять хочется сказать: ребята, ну вот оно! Хорошее кино, за которое не стыдно - да, местами оно немного слишком, да, оно шероховатое и лишённое лоска, но - какое живое, полное шального обаяния, дышащее! Человеческое отражение "Тряпичного союза" - герой Павла Чинарёва: резкий, грубый, жёсткий человек, обладающий умом, которого от горы мышц не ждёшь, и почти трогательным в какой-то момент сердцем. Вот и с фильмом всё то же самое, хотя и с поправкой на чуть большую мягкость и юмор.
"Тряпичный союз" - лоскутное одеяло. Такое, знаете, бабушкино, сшитое из остатков, что по отдельности никуда не приткнёшь, но которые вместе образуют замечательно согревающую вещь, с которой впору залезать на чердак, пережидать грозу, строить собственный домик на дереве и секретничать с друзьями. В этом одеяле каждый найдёт свой узнаваемый кусочек: дачу на неопределённых просторах Центрального федерального округа, подозрительно похожую на принадлежащую бабушке/дедушке/подчеркнуть нужное избушку, чувство наивной детской влюблённости, обрастающее совсем не детскими проблемами, не менее наивное желание сделать что-нибудь лучше, чем есть, твердолобое упрямство и маму, чьи попытки из просто заботливой стать гиперзаботливой пока ещё можно пресечь. "Тряпичный союз" получился скорее широким, чем глубоким, но он и не ставит перед собой задачу рассказать решение какой-то юношеской или государственной проблемы (даже странно, сколько между ними подчас общего). Он - птичка, которая только-только вылетела из гнезда: ей нужно лететь вперёд, а зима пока что нескоро, и ещё можно махнуть крылом и так по-довлатовски прочирикать, что как-нибудь выкрутимся.
Я не знаю, в чём магия Местецкого и его съёмочной группы, но фильм, который много говорит об откровенно непростых вещах (чего стоит одна история Попова, которая практически в самом начале фильма наступает ногой на горло), не оставляет с ощущением "рашки-говняшки". И даже больше: сознавая все проблемы жизни в нашей стране, после фильма ловишь себя на мысли, что стоит и жить, и работать, и радоваться, и прикладывать невероятные усилия, чтобы получить фантастический результат. Может быть, дело в удивительно тёплой съёмке, может быть - в большом количестве (само)иронии и энергии Буткевича, Паля, Чинарёва и Янковского, но скорее - во всём этом вместе. Это как с молочниковскими "Бунтарями": что-то рваное, интуитивное, но берущее за живое своей искренностью.
Как сценаристу, Местецкому надо отдать должное: все до единого ружья, которые он развесил в течение фильма, выстрелили. Какие-то не так явно, как предполагалось, какие-то вообще оставили много вопросов (линия Саши и линия Андрея всё же либо не проработаны до конца, либо я чего-то не понимаю), но все залпы в итоге собрались в салют.
Прекрасно пойму тех, кто выйдет из зала, плюясь и матерясь (много там неоднозначного, много), но за себя могу сказать одно: существование таких фильмов как "Тряпичный союз" помогает пережить существование "Горько", "Самого лучшего дня" и грядущего "Деда Мороза". Эх. Аж на дачу захотелось.


@темы: Синематографии, Всем восторг, посоны!, What I've seen