На то, чтобы творить благо, людей иногда (верю, что в большинстве случаев) толкает непосредственно желание совершить добрый поступок. И это здорово, когда оно идёт от сердца, бескорыстное, не предполагающее ничего взамен; осознание того, что ты сделал нечто хорошее по велению души, а не ради плюсика в карму, и слова благодарности - это и есть своеобразная плата, куда более ценная, чем нечто материальное взамен.
Но иногда хорошие дела творят и ради того самого плюсика. Ради восхищённых слов, ради того, чтобы прослыть няшкой. Только это уже не то добро - из собственного тщеславия, машинальное, не горячее, а чуть тёпленькое.
И всё же куда более омерзительно не само это "добро", а вытекающая из него разновидность: совершение благих дел из потребности в том, чтобы быть нужным, чтобы от тебя зависели, превозносили, благодарили. Из потребности в том, чтобы быть благодетелем - и тешит в таком случае не радость от того, что ты помог кому-то, а ощущение собственной милости, того, что в тебе нуждаются. И чужая беда в таком случае едва ли становится бедой - лишь только способом проявить свою "доброту" и погладить своё ЧСВ.
without-conclusion
| пятница, 02 сентября 2011