Сегодня я всё-таки добралась до "Голодных игр". Фангерлизм во мне цветёт буйным цветом, а я сама разливаюсь апельсиновыми воплями, но об этом всём немного ниже.
Кстати, оффтопом: на мой взгляд очень показательным является тот факт, что даже команда ушлёпков, сидевших ровно за мной, вовсю трепавшаяся по телефону, орущая, не читавшая книгу и сопровождающая фильм комментариями в духе "Ухтэ клёво аще!", просмотра мне, а также остальным людям (зал вот маленький был, человек на сто от силы, но битком! ни одного свободного места!) испортить не смогла.
Прячу всё под кат, чтобы не мозолить глаза тем, кто ещё только собирается на просмотр/прочтение, восхищансами, размышлениями, спойлерами и апельсиновыми воплями. Так вот...
Доктор Ривер Сонг предупреждает: спойлеры!На самом деле, стоит опустить тот факт, что я люблю трилогию и потому возлагала на фильм очень большие надежды, ибо это очевидно и без того. Я лишь хочу сказать, что моё ожидание, мои предположения и мои надежды оправдались и окупились с лихвой.
Это очень хорошая экранизация. Нет, это превосходная экранизация, хотя и не идеальная - впрочем, не было и нет ничего идеального, потому как это недостижимая бесконечность, к которой все стремятся, но никто не достигает. Её прелесть в том, что, несмотря на скрупулёзную точность в большинстве сцен книги (почему в большинстве, будет ниже), она вполне органично смотрится самостоятельным произведением. Замечательно, что повествование в книге велось от лица Китнисс, а снять фильм такого формата практически невозможно; такая постановка вопроса представляла собой трудную задачу, но режиссёрская команда с ней справилась на отлично. Перед ними раскрывалась огромная возможность дополнить оригинальное произведение, сделать его сочнее и красочнее, и они выжали из этой возможности, на мой взгляд, абсолютно всё.
Именно по этой причине в абсолютный восторг меня привели сцены, которых в книге не было, например, беседа Сенеки с президентом Сноу (что одна, что вторая; монолог Сноу о надежде - это вообще потрясающе, изумительно чётко, точно, разумно и делает намного более понятным взгляд на то, зачем проводятся Игры и зачем им победитель), сами кадры работы команды устроителей Игр и закулисный пиар Хеймитча - хотя и короткий, но очень обаятельный и искусный флэшбек, к слову. А ещё маленькая Рута, укравшая нож Катона. Она получилась на этом этапе однозначно более хитрой, чем это было в книге, но это было к месту!
От некоторых моментов меня прорывало: я чувствовала, что вот-вот расплачусь, а сердце билось быстрее. И мне не стыдно. Так было на Жатве и так было после смерти Руты. Сцену восстания в Одиннадцатом дистрикте я считаю невероятно эмоциональной, великолепной, очень сильной и одной из самых лучших в фильме - если вообще не лучшей. Пещера. Нежная, жертвенная ("Я пойду! Ты бы пошёл ради меня!"), плавная. Восторг-восторг. И морник; самое лучшее там - взгляды.
И раз уж зашла речь о Сенеке, хочется отдельные лучи любви посвятить Уэсу Бентли, потому что сделать из персонажа, не имевшего в книге ни строчки, ни иного появления, кроме как в разговорах, чьё имя-то мы узнаём только во второй части, такую вкусную конфетку - это надо уметь. Ну, и борода его вне всякой конкуренции, безусловно.
Мужские персонажи в экранизации были безупречны. Серьёзно, я не нахожу ни единого повода придраться. Прежде всего, Пит; если первые кадры с его участием меня поначалу обескуражили, то потом всё встало на свои места. Джош - великолепный Пит! И Жатва, и поезд - на том месте, где он так тепло улыбался и махал рукой в окно, я растаяла - и колесница, и интервью (розы! "Цезарь, я пахну розами?" Лучи любви же, как замечательно было обыграно!), и арена, и пещера, и его, чёрт возьми, маскировка, и его "Вместе...". Он чудесен. Он правда чудесен. Надо сказать, Гейл в исполнении Хемсворта-младшего меня тоже порадовал: он получился действительно весьма и весьма книжным, но с неуловимым налётом чего-то ещё. В общем, коктейль сбалансирован был прекрасно. Теперь мне хочется увидеть экранизации следующих частей, чтобы рассмотреть его ещё - надеюсь, он выдержит тот уровень, который взял, и, возможно, перейдёт на новый.
Но это что касается главных парней трилогии. Если говорить об остальных, то безусловная победа фильма - это Хеймитч в исполнении Вуди Харрельсона. Он вышел куда более обаятельным, чем в книге, эдакий помятый романтик. Но как сыграно! Превосходно! Особенно в сцене после того, как Китнисс попала в яблочко. Особенно запомнилась сцена, в которой он смотрел на капитолийскую семью: разодетый мальчик разворачивал игрушечную саблю и гонялся за сестрой... Мне кажется, в ней было видно всё его презрение и горечь по отношению к такому резко полярному миру.
Ещё меня приятно удивила Эффи Бряк, чего я никак не ожидала. Деловитая, глуповатая, сюсюкающая, но исключительно книжная. Порадовал её русский дубляж - в отличие от трейлера, где её голос выходил уж слишком правильным и разумным и никак не вязался с внешностью, в самом фильме он вышел отлично. Капитолийская манера произношения, на мой взгляд, присутствовала. И Цинна! Ленни Кравиц в этой роли меня покорил. Я не предполагала, что он сыграет эту роль настолько дивно. Но он был на своём месте. Теперь я точно не представляю на его месте никого другого.
Ещё я не могу не поделиться розовыми сердечками, обращёнными к Цезарю Фликермену в исполнении Стенли Туччи. Он был ВЕЛИКОЛЕПЕН! Серьёзно, это и капс, и шифт, и что угодно, но блестящий Цезарь, любимец публики и чрезвычайно обаятельный малый с сияющей улыбкой, был выше всех похвал! Хочу сказать, что даже если бы от всего остального фильма я плевалась ядом, я пошла бы второй раз только ради того, чтобы ещё раз посмотреть кадры с его участием.
И если уж постепенно завершать разбор полётов с более-менее второстепенными героями, то нельзя промолчать о трибутах. Все были подобраны отлично, это не вызывает никаких сомнений, и выложились тоже похвально. Почти-маньяк-Катон Александра Людвига - абсолютно такой, каким я видела его в книге; ухмыляющаяся красавица Диадема (единственное, что опечалило - платье, в которое её одели на интервью. Ну зачем, зачем такую красоту испортили этим неведомым ужасом?), ядовитая Мирта (вру, Клевер), тихий и угрожающий Цеп, расчудесная малышка Рута, даже Лиса - все прекрасны, без исключения. Но Катон среди них - мой однозначный фаворит.
А вот теперь о Китнисс. Дженнифер была, я считаю, чудесной. Это только моё мнение, и на истину в последней инстанции я никоим образом не претендую, но она прожила эту роль. Улыбалась Гейлу, успокаивала сестру, кричала "Есть доброволец!" (а меня пробирало до мурашек), была неловко обаятельной, плакала навзрыд и пела, рисковала собой и разжигала восстание - она жила. Эта роль стала её второй кожей. И не стоит говорить о том, что местами она была слишком сухой, да и сам фильм порой был лишён эмоциональности - где вы видели её зашкаливающие объёмы непосредственно в книге? У Китнисс очень многое оставалось внутри, видимое только в глазах, и у Джен это было. Упрекайте меня в субъективности, но за такую Китнисс я ставлю ей пятёрку.
Кстати, отдельным героем, я бы сказала, смотрелся Капитолий и его жители. Объёмы работы, проделанной стилистами и дизайнерами, приводит меня в состояние священного трепета. Создать такое невообразимое буйство цвета, индивидуальности и в то же время стадности, продумать до мелочей ровным счётом всё - это потрясающе. Честь и хвала!
С другой стороны, несмотря на вышеприведённые неоспоримые плюсы, недостатки тоже присутствуют. Не такие радикальные, но заметные глазу. Во-первых, местами я не слишком довольна операторской работой. Скорее всего, цель состояла в том, чтобы максимально приблизить зрителя к происходящему, но порой она была уж слишком прыгающей. Особенно в сцене сражения с Катоном и переродками. Правда, всё это с лихвой компенсировалось музыкальным сопровождением - вот музыка там расчудесная (особенно понравилась тема, сопровождавшая Сенеку и тарелочrу с морником - мол, скушай, деточка, ягодку).
Во-вторых, некоторая сжатость повествования. Я понимаю, я прекрасно понимаю, что до мельчайших деталей переносить на экран каждую строчку невозможно, но всё-таки... картинка порой сменялась слишком быстро. Не было Мадж, не было падения Хеймитча со сцены (я так ждала! Хотя, наверное, это снизило бы эмоциональную нагрузку сцены Жатвы), не было объяснения в поезде во время поездки домой, где раскрылось бы, что чувства Пита - это не игра (вот этот момент меня чрезвычайно опечалил, надеюсь, с этого начнут вторую часть) - это так, навскидку. Некоторые локальные несостыковки с книгой тоже можно найти, было бы желание. Не подумайте неправильно, у меня этого желания нет, просто как-то оно само бросалось в глаза. Чёрно-белый Лютик, покупка Китнисс броши, ранение Пита в левую ногу, отсутствие протеза, таймлайн того времени, когда он бросал Китнисс хлеб, отсутствие брони у Катона, которая была в рюкзаке на пире возле Рога Изобилия, изменена казнь Сенеки с повешения на кормление морником (ход отличный, но теперь интересно, как его обыграют во второй части) - можно продолжать, но я не буду. Наверное, во мне проснулся канонист, но это не страшно. Те, кто не знакомы с книгой, подобных деталей вовсе не заметят.
И ещё даже по сравнению с книгой, где чудодейственные капитолийские лекарства действовали быстро и решительно, в фильме эта скорость достигла значения прямо-таки второй космической. Заживало всё очень быстро, буквально на глазах; Питу после ранения Катона легче стало моментально, а на следующее утро он уже бодро шагал и даже бежал вслед за Китнисс. Я понимаю, что утопия такая утопия, но как-то такой момент был слишком оторван от реальности.
В фильме, кстати, коль уж на то пошло, очень хорошо всплыла мысль, немного озадачившая меня при прочтении книги. При всём уважении и любви к данной трилогии, некая нелогичность мира там прослеживается, а визуальная составляющая фильма её только подтвердила. Грандиозные технологические изыски и прочие прелести индустрии в Капитолии в контрасте с грязными, полуголодными, сырыми дистриктами - это очень резонансно. Очень. И вот невольно встаёт вопрос, зачем же Капитолию, такому расточительному, прекрасному и сверхтехнологичному, дистрикт, занимающийся добычей угля? Неужели они его использовали как топливо? Как-то это попахивает Станиславским и его "Не верю!", потому что не вижу логики. Химия-биология, текстиль, техника, животноводство, сельское хозяйство, морепродукты, лекарства, предметы роскоши - очевидно, что Капитолию всё это нужно. Но уголь... неужели там со всеми его новинками и роскошествами не существовало альтернативного источника энергии?
Ладно, оставим это на совести госпожи Коллинз.
Кажется, я поведала обо всём, о чём хотела, и могу однозначно сказать, что фильм книгу поддержал и в чём-то даже поднял на новый уровень. Он в чём-то необыкновенно подробный (приятно порадовал монолог Пита в пещере с воспоминаниями о том, как он полюбил Китнисс - даже "Песнь долины" упомянули!), а в чём-то сдержанный и аскетичный, он необыкновенно красивый и фантастический. И каст его - выше всех похвал.
Я обязательно схожу ещё раз. И, возможно, даже не один.
Хлеба и зрелищ? Вы по адресу.
Сегодня я всё-таки добралась до "Голодных игр". Фангерлизм во мне цветёт буйным цветом, а я сама разливаюсь апельсиновыми воплями, но об этом всём немного ниже.
Кстати, оффтопом: на мой взгляд очень показательным является тот факт, что даже команда ушлёпков, сидевших ровно за мной, вовсю трепавшаяся по телефону, орущая, не читавшая книгу и сопровождающая фильм комментариями в духе "Ухтэ клёво аще!", просмотра мне, а также остальным людям (зал вот маленький был, человек на сто от силы, но битком! ни одного свободного места!) испортить не смогла.
Прячу всё под кат, чтобы не мозолить глаза тем, кто ещё только собирается на просмотр/прочтение, восхищансами, размышлениями, спойлерами и апельсиновыми воплями. Так вот...
Доктор Ривер Сонг предупреждает: спойлеры!
Кстати, оффтопом: на мой взгляд очень показательным является тот факт, что даже команда ушлёпков, сидевших ровно за мной, вовсю трепавшаяся по телефону, орущая, не читавшая книгу и сопровождающая фильм комментариями в духе "Ухтэ клёво аще!", просмотра мне, а также остальным людям (зал вот маленький был, человек на сто от силы, но битком! ни одного свободного места!) испортить не смогла.
Прячу всё под кат, чтобы не мозолить глаза тем, кто ещё только собирается на просмотр/прочтение, восхищансами, размышлениями, спойлерами и апельсиновыми воплями. Так вот...
Доктор Ривер Сонг предупреждает: спойлеры!