Начать этот пост, конечно, нужно словами о том, что я так тянулась к искусству, что пизданулась в театре с лестницы и расквасила себе левое колено, на котором теперь красуется жёлто-фиолетовое пятно большой площади. Слава всему святому, что не что-то большее.
Но, тем не менее, о "Макбете".
Легенды гласят, что изначально Меньшиков в этом спектакле был задействован только как исполнитель заглавной роли, но где-то посреди репетиционного процесса изрёк что-то в стиле "вы, молодёжь, нихрена не понимаете, я всё сделаю сам" и встал за руль постановки также и как режиссёр. Сколько тут правды, а сколько выдумки, сказать не поручусь, так что из голых фактов остаётся только тот, в котором Меньшиков никогда не играл Шекспира и уж тем более никогда не думал, что будет его ставить. И вот поди же ты — взялся за "эту шотландскую пьесу" и по совместительству один из моих любимых шекспировских сюжетов.
Про меньшиковского "Макбета" в рунете ходят разговоры различного толка, поэтому шла я с готовностью посмотреть нечто настолько плохое, что это будет даже хорошо. Тем сильнее было моё удивление, когда после первого действия я поняла, что увидела не пример одиозности и дурновкусия, а только довольно неплохой замысел и простые, но приятные визуальные решения. Второе действие, да и вообще стремительность, с которой Меньшиков пересказывает эту драму, лишь укрепили в этой мысли. Меньшиков играет не Макбета, а плохого актёра, который играет Макбета — отсюда все заигрывания с закулисным миром, на которых строится спектакль, отсюда классный персонаж охранника, который порывается охранять искусство от артистов и режиссёров, и два отличнейших текста Валерия Печейкина, внедрившиеся между шекспировских строк. На фоне остальной маскулинной (за исключением Анны Воркуевой, появляющейся в роли леди Макбет ровно в одной сцене — в принципе, понятно, почему, ибо трёх артистов, играющих леди во всех остальных эпизодах, один Олег Евгеньевич на инвалидном кресле не увезёт) команды Меньшиков произносит реплики как будто неловко, расставляя неоднозначные акценты и пользуясь голосом с той неуверенностью, которую не ждёшь от мэтра его уровня. Это очень талантливо сыгранная бесталанность, в контексте сюжета выглядящая особенно хорошо, ведь сам Макбет — человек, который покусился на роль, для исполнения которой у него не было соответствующих ресурсов характера. Тут она приобретает ещё и визуальное воплощение: насколько бы роскошный белый костюм и мантию ни надевал Макбет, он не расстаётся с плебейской чёрной шапочкой. Сова не натягивается на глобус.
Но вопрос таланта — не единственный кит, на котором держится этот "Макбет", потому что к нему приплетается, с одной стороны, стандартная для спектаклей по данному сюжету милитаристская тема, а с другой — очень точно развёрнутая благодаря Валерию Печейкину тема власти. Написанный им дополнительный диалог Малькольма и Макдуфа — острый, едкий, недобрый; Малькольм боится кафкианских метаморфоз, которые происходят даже с самыми прекрасными правителями, и зло бросает Макдуфу в лицо, что если он вернётся в Шотландию, то будет ничем не лучше своих предшественников. Этот момент — один из максимально эмоционально заряженных. Однако самое, на мой взгляд, интересное решение — мужское трио, исполняющее роль леди Макбет. Я не в первый раз вижу мужчину, играющего эту роль, в конце концов, это созвучно части реплик леди, но впервые вижу троицу, причём ту же, что играет сестёр-ведьм. Здесь леди Макбет становится Цербером, драконом, каждая голова которого обладает своим характером: одна часть — кипящая ярость и напор, вторая — подобострастность гостеприимной хозяйки, третья — рациональность. Три важных грани, про две из которых очень часто забывают.
Наверное, больше всего в этом спектакле, где за Меньшиковым закреплены сразу две задачи, я боялась увидеть неприкрытое самолюбование, но, по счастью, его здесь нет: он держится как будто слегка в тени своих коллег и не тянет на себя одеяло. Зато в нём бездна обаяния и склонность к шалостям, которая в финале заставляет его появиться в оркестровой яме, словно озорного котёнка. И этот момент оставляет с очень добрым и тёплым чувством, экстраполируемым, в принципе, на весь спектакль целиком. Даже без скидок на первый опыт работы с Шекспиром — хорошо.
"Макбет"
without-conclusion
| пятница, 03 мая 2019