Плохая новость об этом спектакле в том, что я была на последнем показе. Хорошая новость — в том, что я на нём была в принципе. Я давно не попадала на хорошие театральные триллеры, а "Шатов. Кириллов. Пётр" в постановке артиста РАМТа Александра Доронина — это очень хороший триллер: мрачный, тревожный, клаустрофобный. Стараниями художницы Юлии Пичугиной маленькая сцена под крышей превратилась в узкий гроб, по длинной стороне которого и сидят зрители, встреченные запахом горелого дерева; гроб не в буквальном смысле, а в метафорическом. Ощущение, создаваемое этой маленькой достоевской каморкой, именно такое.
"Шатов. Кириллов. Пётр" — это "Бесы" без Ставрогина, без семейства Лебядкиных, без Верховенского-старшего и Варвары Петровны. Единственная линия, на которой сосредоточен спектакль — кружок Петра Верховенского с готовящимся убийством студента Шатова и самоубийством Кириллова, что, собственно, и вынесено в заглавие. Это выдающимся образом изъятая из тела романа история, которая стараниями и постановочной команды, и артистов превратилась в самостоятельный организм, который жил, дышал и умер. Она совершенно полноценная и завершённая, жестокая мысль о том, что хорошие люди либо гибнут, либо сознательно принимают решение уйти из жизни, а подонки вроде Верховенского-младшего остаются жить и изменять этот мир, считывается очевидно. Но при этом спектакль не давит на плечи, как мешок с углём. В нём есть саспенс (сцена, предваряющая выстрел Кириллова в исполнении Максима Керина, им заряжена настолько, что невольно задерживаешь дыхание), но опустошения почему-то нет.
Помимо всего остального, "Шатов. Кириллов. Пётр" — это ещё и очень хорошее высказывание о поисках Бога и уродливости той революции, которую себе представлял кружок Верховенского. В зловещих словах Петра о том, что им бы ещё пару развращённых поколений, и дело сделано, и спустя более ста лет от момента написания есть что-то пророческое. А вот божественное, напротив, совсем покинуло этот маленький город N и оставило людей неприкаянными, лихорадочно бродящими в темноте и время от времени натыкающимися на углы. Захотелось перечитать "Бесов", честно говоря. С этой точки зрения спектакль свою миссию точно выполнил.