Жить ой. Но да.
Под тиятр пора заводить тэг. Ок, ДАВНО ПОРА
Это какая-то магия, честно. "Дуэль" была седьмым спектаклем, просмотренным мной в МХТ им. Чехова за последнее время. И парадокс в том, что все семь я могу порекомендовать к просмотру, не сомневаясь ни секунды.
Я не собиралась писать этот пост, когда ехала в театр, но вышла оттуда и поняла, что РАСПИРАЕТ.
"Дуэль" я читала давно и сюжет помнила в довольно общих чертах. Впрочем, присутствие Надежды Фёдоровны в моём личном топе ТП от литературы я помнила точно. Но в целом спектакль был для меня неким... откровением, что ли. Он накатил на меня без предупреждения: в этот раз сцена отсутствовала примерно наполовину, олицетворяя собой море, и до актёров буквально можно было дотронуться, стоило только руку протянуть; он начался просто так, с музыки и Мустафы, показывающего фокусы, ещё до третьего звонка и просьбы о выключении телефонов.
Что такое чеховская "Дуэль"? Наивная утопия, разумеется, в которой неплохие, в общем-то, люди, разошедшиеся по разные стороны баррикад и дошедшие до, казалось бы, точки невозврата, мирятся; история о том, как люди, погрязшие в пороках и лжи, всё-таки пробиваются к свету. По всем законам жанра Лаевский, заболевший желанием жить в ночь накануне дуэли и поклявшийся изменить всё, если ему удастся вернуться с поединка живым, должен был схлопотать пулю. Или же, едва опасность минует и потрясение перестанет быть таким сильным, вернуться к прежнему. Но Чехов дал ему не только шанс всё исправить: он дал ему к этому желание и волю. Фон Корену он дал мудрость и силу переступить через собственную гордыню, тем самым также одержав победу. Надежде Фёдоровне он дал смирение и искреннюю напополам с Лаевским любовь... оттого всё и кажется наивным, наверное, но заставляет светлеть лицом и духом. Выходить потом в Камергерский переулок и дышать полной грудью.
Честно говоря, сначала Усов казался мне не лучшим выбором на роль Лаевского: я даже жалела, что не попала на Белого. Эту строчку писала фангерла Белого, не обращайте внимания. Но его монолог в ту-самую-ночь расставил по местам вообще всё. Когда замолчал он, взорвались мы. А его "Наденька, девочка моя, у меня же больше никого, кроме тебя, нет..." просто добило контрольным в голову. Миллер - восхитительный фон Корен: стать полководца, красота и пламенность, нетерпимость к людским порокам - ну бинго. Но между Лаевским и фон Кореном я, ещё когда читала (а было это давно и неправда), выбирала Самойленко как одного из адекватов этой повести - если не главного адеквата, коль уж на то пошло; эти двое слишком радикальны, один в своей распущенности, другой в своём деспотизме, и я одинаково согласна и несогласна с ними обоими. Самойленко же, с его участливостью, добросердечностью, радушием и чувством собственного достоинства, мой однозначный фаворит. Если бы я была мужиком, я бы была им, наверное.
А его играл Дмитрий Назаров.
Я всё думаю, перестанет ли он когда-нибудь своей невероятной харизмой и потрясающей игрой раскатывать меня до состояния оладушка, и горячо надеюсь, что нет. Слов таких нет, чтобы описать, как я люблю этого офигенного дядьку. Мимика, голос, обаяние, которое ломает меня полностью, как айсберг несчастный Титаник, и заставляет снова чувствовать себя последней геронтофилкой... эх.
В общем, после "Дуэли" ужасно хочется жить. Честно. Эта очищающая волна поднялась во мне во втором действии, а перевалила за ватерлинию и выплеснулась соплями где-то в районе непосредственно самой дуэли, когда фон Корен стоял прямо напротив меня и целился дрожащей рукой. Евгению Миллеру явно открыт путь в папочку не только богичных, но ещё и красивых мужиков. Ээээх!
И это всё в сумме заставляет не просто чувствовать себя человеком, но и быть им.

@темы: Всем восторг, посоны!, What I've seen, Тиятральное, Where I've been