Жить ой. Но да.
Не могла не, ибо давно пора, а шорт-лист "Звезды театрала" в этом году намекнул ещё сильнее.
Так вот. Всем хорош "Самоубийца" - всем, кроме последних семи-десяти минут.
"Самоубийца" - потрясающе смешной, несущий в себе что-то бесспорно булгаковское спектакль. Это ладно скроенная и крепко сшитая трагикомедия: с умным юмором, забавной мудростью, талантливыми актёрскими работами и весьма колоритным материалом самим по себе. В какие-то моменты и в текст, и в постановку глядишься как в зеркало, потому что показанные людские... нет, не пороки; пороки - слишком негативное слово, а обитатели местной коммуналки (и я не столько про жильё, сколько про общество) безобидны, в общем-то, как зверушки, и едва ли злы. Так вот, показанные людские черты - интернациональные, унисексуальные - это идеально чёткое попадание в саму сущность гомо сапиенса. Мы грызёмся - опять же, довольно беззлобно, как пара брешущих собак - из-за ливерной колбасы, мы ищем себе идею, за которую можно умереть, а потом понимаем, что отчаянно хотим жить. Совершенно блистательный эпизод связан с мечтой Подсекальникова о том, как он будет зарабатывать на жизнь концертами. Не знаю, кому как, а вот я увидела в нём даже не гиперболизацию, а более чем буквальное прочтение того, как всего один маленький шаг на пути к мечте вселяет в нас уверенность, что вместе с этим шагом мы уже сделали весь возможный максимум для исполнения желания и результат вот-вот свалится нам в руки.
Зеркало, я же говорю.
"Самоубийца" напоминает мне старую, эдак середины прошлого века, книгу, взятую в библиотеке - пахнущую пылью, с растрёпанными краями и формуляром на форзаце. По обшарпанным страницам тут бродят карикатурные персонажи (правда, иногда очень яркие) и делают карикатурные вещи. Эта история - гимн инфантилизму; гимн не оправдывающий, немного иной, чем у Эрленда Лу, например, но достаточно очевидный. Впрочем, не настолько, чтобы чувствовать себя так, будто в инфантилизм тебя тыкают носом. За это честь и хвала, конечно, режиссуре Сергея Женовача; мне вообще близок тот театр, который он делает, но это тема для отдельного разговора. В "Самоубийце" он просто позволяет происходящему катиться по накатанной, не вмешиваясь, не перебирая, не изменяя текст, не смещая акценты. Именно с этой пьесой такой подход работает очень хорошо.
Я, увы, не читала пьесу Николая Эрдмана, но сейчас пробежалась по интернетам и поняла, что спектакль идёт очень близко к букве текста. И тот основательно подпортивший мне впечатление косяк концовки - не косяк Женовача, как я думала сначала, а проблема самого Эрдмана. Вот ведь какая проблема. Потому что сам Эрдман вступил здесь в диссонанс с тем, о чём говорил прежде, пьеса вышла из-под его контроля. И это печально, потому что сама по себе, в отрыве от такого финала, она замечательно хороша. И спектакль у Сергея Женовача получился прекрасный.

Так вот. Всем хорош "Самоубийца" - всем, кроме последних семи-десяти минут.
"Самоубийца" - потрясающе смешной, несущий в себе что-то бесспорно булгаковское спектакль. Это ладно скроенная и крепко сшитая трагикомедия: с умным юмором, забавной мудростью, талантливыми актёрскими работами и весьма колоритным материалом самим по себе. В какие-то моменты и в текст, и в постановку глядишься как в зеркало, потому что показанные людские... нет, не пороки; пороки - слишком негативное слово, а обитатели местной коммуналки (и я не столько про жильё, сколько про общество) безобидны, в общем-то, как зверушки, и едва ли злы. Так вот, показанные людские черты - интернациональные, унисексуальные - это идеально чёткое попадание в саму сущность гомо сапиенса. Мы грызёмся - опять же, довольно беззлобно, как пара брешущих собак - из-за ливерной колбасы, мы ищем себе идею, за которую можно умереть, а потом понимаем, что отчаянно хотим жить. Совершенно блистательный эпизод связан с мечтой Подсекальникова о том, как он будет зарабатывать на жизнь концертами. Не знаю, кому как, а вот я увидела в нём даже не гиперболизацию, а более чем буквальное прочтение того, как всего один маленький шаг на пути к мечте вселяет в нас уверенность, что вместе с этим шагом мы уже сделали весь возможный максимум для исполнения желания и результат вот-вот свалится нам в руки.
Зеркало, я же говорю.
"Самоубийца" напоминает мне старую, эдак середины прошлого века, книгу, взятую в библиотеке - пахнущую пылью, с растрёпанными краями и формуляром на форзаце. По обшарпанным страницам тут бродят карикатурные персонажи (правда, иногда очень яркие) и делают карикатурные вещи. Эта история - гимн инфантилизму; гимн не оправдывающий, немного иной, чем у Эрленда Лу, например, но достаточно очевидный. Впрочем, не настолько, чтобы чувствовать себя так, будто в инфантилизм тебя тыкают носом. За это честь и хвала, конечно, режиссуре Сергея Женовача; мне вообще близок тот театр, который он делает, но это тема для отдельного разговора. В "Самоубийце" он просто позволяет происходящему катиться по накатанной, не вмешиваясь, не перебирая, не изменяя текст, не смещая акценты. Именно с этой пьесой такой подход работает очень хорошо.
Я, увы, не читала пьесу Николая Эрдмана, но сейчас пробежалась по интернетам и поняла, что спектакль идёт очень близко к букве текста. И тот основательно подпортивший мне впечатление косяк концовки - не косяк Женовача, как я думала сначала, а проблема самого Эрдмана. Вот ведь какая проблема. Потому что сам Эрдман вступил здесь в диссонанс с тем, о чём говорил прежде, пьеса вышла из-под его контроля. И это печально, потому что сама по себе, в отрыве от такого финала, она замечательно хороша. И спектакль у Сергея Женовача получился прекрасный.
