21:51

Obsession

Жить ой. Но да.
В понедельник были на "Одержимости". Иво ван Хове, Джуд Лоу в центре сюжета — ну, вы понимаете, что мимо было не пройти.

Помню, в конце первого курса я сидела на лабе по физике и читала "Почтальон всегда звонит дважды" Джеймса Кейна. Потому что лаба была ужасно скучной, а вот книга Кейна — напротив. Самое поразительное, впрочем, то, что сюжет до неприличия прост, но Кейн окружает его такой густой, мрачной, порочной страстью, что он превращается в произведение искусства.
Если забегать вперёд, то можно сказать, что Иво ван Хове эту густоту, мрак и духоту сохранил.
Я не смотрела ни экранизацию Лукино Висконти, ни фильм с Джеком Николсоном и Джессикой Лэнг, так что все полтора часа "Одержимости" опиралась в первую очередь на книгу. Но "Одержимость" — это вполне самостоятельная история, из книги сохранившая только канву. Это спектакль по фильму по книге... короче говоря, "Почтальон всегда звонит дважды", пропущенный через Гугл-транслейт и обратно. Дважды.
Скажу честно: "Вид с моста" понравился мне больше, чем "Одержимость", но там и история сложнее и мощнее. С учётом входных сюжетных данных в этом спектакле Иво ван Хове сделал всё, что мог. Это сдержанная в плане декораций, но совершенно безудержная в сфере эмоций постановка. Герои как будто вырваны из времени и пространства: бар превращается в морской берег, ночную дорогу и сцену оперного конкурса, но едва ли что-то меняется. Потому что убегая от своих желаний и страхов, мы всё равно всюду берём с собой себя — и какая в таком случае разница, где ты находишься и что находится вокруг тебя.
"Одержимость" — история красоты и разрушения. Мне кажется, все спектакли Иво ван Хове как раз об этом смертоносном вихре. Но где в "Виде с моста" была попытка удержать бушующий внутри вулкан, в "Одержимости" всё рвётся наружу, и остаётся только голое, дикое, первобытное. В интервью перед спектаклем Иво сказал замечательную, очень точно характеризующую персонажей вещь: это про животных, а у животных нет поцелуев. У Джино и Ханны нет поцелуев. У Ханны и её мужа нет поцелуев. Их здесь нет. Нет окситоцина. Только адреналин.
Фразу "бойтесь своих желаний" следовало бы сделать теглайном всего происходящего. Потому что здесь как раз исполнение того, что, казалось, приведёт к счастью, в итоге отдаляет людей друг от друга. С другой стороны, убийство способно разъединить и тех, кого до этого преступления связывало гораздо большее, нежели то, что связывает Джино и Ханну. Да и то, что у ван Хове Джино в итоге становится жертвой, а история выходит на новый цикл — это как раз ощущение, остающееся после "Почтальон всегда звонит дважды". Чем-то похоже на "Любовь под вязами" Юджина О'Нила. Там тоже была женщина, которой нужно было благополучие, а какими способами — не столь важно. Искра вспыхнувшей страсти, сжигающая всё вокруг — это просто приятный бонус.
"Одержимость" очень хорошо показывает разницу между мужским и женским. Где Ханне нужно место, в котором можно пустить корни и растить детей, где ей нужно ощущение безопасности и уверенность в том, что завтра ей не нужно будет выпрашивать еду у мужчин в кафе, там Джино с лёгкостью и радостью готов убегать в неизвестность. Они — люди с двух разных планет, и любой возможный компромисс всегда будет несчастьем для кого-то из них. Но если у Джино хватает сил признать, что в их союзе нет ничего хорошего, то Ханна до последнего живёт упрямой мыслью о том, что они будут счастливы друг с другом, что её благополучие сосредоточено именно в этом человеке, что нужно подождать — и всё изменится, ведь самую страшную цену они уже заплатили.
Но люди не меняются.

А ещё это красиво. Красивые тела, красивый свет, красивые движения. Сцена, в которой Ханна надевает на Джино его кофту, а он надевает на неё её кардиган, пропустив через рукава свои руки, вообще поразительная. Это единственное проявление нежности, которое существует между героями, и если не знать, чем закончится история, на этом моменте даже можно поверить, будто в происходящем действительно есть место любви.
Также при всей простоте и даже скромности декораций в "Одержимости" крайне эффектно решены все сцены смертей: что музыкально, что визуально. Не буду спойлерить, да и смотреть надо в динамике. И ещё одна отдушина: море. Когда ты изнемог от оранжевого света, духоты и пятен масла, когда в горле стало сухо, как в пустыне, и не покидает ощущение, будто ты там, в этом жгучем аду, в котором находятся герои... экран сдвигается, и появляется море. Сильное, свежее, солёное, несущее влажный ветер. И всё проясняется. Всё становится clear. И Джино улыбается как человек, который уже всё знает и всё решил. А это и в самом деле так.

Даже не знаю, какой кадр ставить: один краше другого, вот правда.


@темы: What I've seen, Тиятральное

Комментарии
20.07.2017 в 06:58

I hate good wizards in fairy tales. They always turn out to be the Doctor (с) || Йода перевода
Фотка разнесла мне избранное :gigi:
Блин, красивые отзывы. Хочется плакать, что нет возможности ходить в театры(
20.07.2017 в 21:24

Жить ой. Но да.
Sexy Thing, ох, правда? Тогда сорри( раньше фотки, которые разносят избранное, разносили экран и мне, а тут всё нормально отобразилось))

А с кинотеатрами как дела обстоят? TheatreHD - великое изобретение человечества, позволяющее на пару часов отправиться в Британию, сидя жопой на московском стуле, за вполне сносные 600 рублей))
20.07.2017 в 21:28

I hate good wizards in fairy tales. They always turn out to be the Doctor (с) || Йода перевода
Титановые голосовые связки Донны Ноубл, ну, когда натыкаюсь на что-то интересное... в последнее время не было. Вот бы Гамлета показали, эх...
21.07.2017 в 00:13

Птенец оленя
Спасибо за рецензию! Почитала, и думаю, что все-таки схожу. Иво ван Хове прям красавчег!
Кстати, что на героев лилось? Говорят, у него всего на кого-то что-то льют)) Рассказывай! :-D

"Почтальон всегда звонит дважды",
О. Я ж его смотрела :hmm: Или точно начинала. Но очень давно.
отправиться в Британию, сидя жопой на московском стуле, за вполне сносные 600 рублей))
Титановые голосовые связки Донны Ноубл, хэхэхэ. А у нас в провинциях 450! :-D
23.07.2017 в 14:45

Жить ой. Но да.
Sexy Thing, а "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" с Рэдклиффом?)

green-STAR!, всегда пожалуйста! Иво да, прекрасный, очень-очень талантливый человек и пароход режиссёр))

Кстати, что на героев лилось? Говорят, у него всего на кого-то что-то льют))
читать дальше

А у нас в провинциях 450!
Везёт же :laugh:
23.07.2017 в 15:51

I hate good wizards in fairy tales. They always turn out to be the Doctor (с) || Йода перевода
Титановые голосовые связки Донны Ноубл, ну, Формула кино сейчас показывает только немецкую "Богему" и итальянского "Макбета" с Нетребко :uzhos:
23.07.2017 в 15:55

Жить ой. Но да.
Sexy Thing, а( есть такой момент, к сожалению; они очень часто ставят спектакли в расписание кинотеатров, которые находятся далеко на окраине(
23.07.2017 в 19:28

I hate good wizards in fairy tales. They always turn out to be the Doctor (с) || Йода перевода
24.07.2017 в 15:10

Птенец оленя
может, как раз потому, что это не так прямолинейно
Титановые голосовые связки Донны Ноубл, японский бог... это даже звучит впечаляюще.
Везёт же
Я считаю это их расплатой за то, что у нас не все спектакли идут. Или некоторые только по одному разу((( Но на самом деле, это, конечно, потому что за 600 не пойдут. Или гораздо меньше народу пойдет :nope:
24.07.2017 в 20:28

Жить ой. Но да.
green-STAR!, это даже звучит впечаляюще.
Выглядит тоже весьма и весьма)

Но на самом деле, это, конечно, потому что за 600 не пойдут. Или гораздо меньше народу пойдет
Это, к сожалению, факт(