Жить ой. Но да.
1-12

13. Ю Несбё "Макбет"

14. Софья Багдасарова "Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи"

15. Ася Казанцева "В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов" :heart:

16. Гиллиан Флинн "Острые предметы"

17. Ася Волошина "Человек из рыбы"

18. Радислав Гандапас "Камасутра для оратора"

19. Виктор Пелевин "Жизнь насекомых"

20. Григорий Служитель "Дни Савелия":heart:

21. Виктор Пелевин "iPhuck 10" :heart:

22. Юлия Тупикина "Офелия боится воды"

23. Генрик Ибсен "Кукольный дом"
:star::star::star::star::star::heart:

Не могу похвалиться тем, что многое читала у Ибсена, но каждая новая его пьеса, с которой я сталкивалась, неизменно вызывала у меня ощущение "охуеть, дайте два!". И "Кукольный дом" не просто не стал исключением, а, пожалуй, возглавил список моих симпатий.
Наверное, теперь уже можно сформулировать: у Ибсена просто потрясающие женские персонажи. Не в том плане, что everybody wants to be like Lagertha — их с трудом можно назвать примером для подражания, но для того времени, в котором жил ныне наиболее часто ставящийся драматург, они настолько прогрессивны, что диву даёшься. Петра из "Врага народа" — сильная учительница со свободным мышлением, которая остаётся на стороне своего отца даже тогда, когда от него отворачивается весь город. Фру Алвинг из "Привидений" — самостоятельная вдова, которая, несмотря на весь ужас своей семейной жизни, ищет ресурсы и средства на открытие приюта. Про Гедду Габлер и говорить нечего: фем!Гамлет как он есть, героиня, которая расшатала всё, к чему прикоснулась, в конечном итоге ушатала саму себя, но избежала той вялой и номинально благопристойной жизни, которая была ей уготована. И вот Нора из "Кукольного дома". Белочка, птичка, подъедающая миндальное печенье тайком от мужа, очаровательное создание, чья единственная задача — тратить деньги супруга и быть его вдохновением, красивой куколкой, которую можно наряжать и заводить, как балерину в шкатулке... сначала на неё смотришь с, признаюсь честно, снисходительным недоумением, потом постепенно начинаешь узнавать в её поступках отзвуки своих собственных опасений, а под конец начинаешь уважать. В трагедии, которой оборачивается её брак, Нора формулирует такую мощную и смелую причинно-следственную связь, на которую не всегда способны женщины XXI века. Нора не спойлерс, свити. И это вызывает прямо-таки вау-эффект. Пушистая лапочка вдруг оказывается мудрой уравновешенной женщиной, которая переворачивает игру и решает перестать быть той, кем ей предписали быть сначала отец, а потом супруг. И на фоне её очень здравых заключений по-настоящему страшной оказывается истерика Хельмера, который в одно мгновение готов предать жену остракизму и отобрать детей (но только так, чтобы для людей с виду они по-прежнему оставались той милой семейкой, которой казались: чувства ничто, имидж всё), а уже через секунду, когда опасность миновала, рассыпается в любезностях и говорит: милая, ну что ты, я же тебя так люблю-люблю-люблю, неужели ты думала, что я всё это всерьёз, птичка моя?
Но в итоге "Кукольный дом" заканчивается хэппи-эндом. "Чтобы сожительство наше могло стать браком" — говорит Нора и перестаёт быть бесплатным приложением к мужу, и начинает стремиться от нуля к единице. Они оба начинают быть целыми по отдельности друг от друга: да, Торвальд всё ещё пугающе гнил, но на авансцене уже две оформленных личности, а не полторы. И это действительно счастливый финал. Прекрасно.

@темы: Книжное