Жить ой. Но да.
Вечером накануне отъезда под Углич посмотрела последний мой спектакль прошлого года, "Сделано в СССР", но руки написать о нём дошли только сейчас.
Если по правде, то ничего особенного я от этого спектакля не ждала: повесть Игоря Гатина я не читала и не горю желанием это исправить, так что шла я в первую очередь потому, что было интересно посмотреть, что сделал Алексей Золотовицкий. В итоге я получила отличную машину времени с погружением и неглупую добротную комедию с намёком на подумать.
Сам сюжет прост как две копейки: начало восьмидесятых, молодой и восторженный пензяк Ромка а-ля гончаровский Петя Адуев в компании друзей приезжает покорять Москву. У него есть высокие мечты о мире дипломатии, трогательная невинность, золотая медаль и разряд по боксу, и после поступления в МГУ на вечернее жизнь кажется ему удачно складывающейся — но кажется закономерно недолго. Работа днём и учёба вечером, любимая девушка с крутым нравом, разброд и шатание в отношениях с друзьями, возникающие вместе с финансовыми вопросами, а следом и постепенное разочарование не столько в заветах Ленина и Маркса, сколько в их реализации с кучей поправок и хитрых подвывертов — и вот уже Ромка оказывается перед выбором между жизнью голодной, но честной и сытой, но незаконной. И начинает фарцевать, неукротимо меняясь изнутри.
В принципе, краткий пересказ истории состоялся, и крутыми поворотами он не блещет. Поэтому гораздо важнее тут не что, а как: взяв довольно середнячковый материал, Алексей Золотовицкий в коипании молодых артистов театра Пушкина сделал динамичное, стремительное, драйвовое действо, которое радостно выплёскивается прямо в первые ряды филиала театра. Это очень энергичный и любовно поставленный мюзикл с живыми песнями и танцами под бессмертную "Moskau, Moskau", собранный из огромного количества мелких деталей — от плаката молодой Пугачёвой и портрета Высоцкого на стене до трогательных авосек. И начинается он задолго до попадания в зрительный зал: уже в фойе тебя встречают агитационные советские плакаты на стенах, осуждающие сквернословие и прославляющие честную торговлю, и румяная девица в накрахмаленном передничке за стойкой буфета. Даже классическое предупреждение о необходимости выключить мобильные телефоны тут стилизовано под запрет пользования телеграфом. Короче говоря, самый что ни на есть ностальгический островок СССР посреди людного и праздничного Тверского бульвара с некоторыми шаловливыми послаблениями. К примеру, портрет Ленина, периодически дающий Ромке советы, надевает очки deal with it или осыпается розами — в зависимости от степени амурной заряженности того или иного момента. При этом отдельные сцены спектакля выглядят абсолютно аутентично кадрам фильмов советской классики — и тем сильнее восхищает, что всех героев играют всего семеро молодых артистов, которые либо застали восьмидесятые в не самом сознательном возрасте, либо не застали их вовсе. Перекидываясь то мальчишкой, то старушкой, то Карлом Марксом, они оказываются всеми сразу, но каждому персонажу дают объём и фактуру: голосом, походкой, тоном. Не раз и не два вспомнился дипломный спектакль курса Золотовицкого, "В.О.Л.К."; его, к сожалению, больше нет на сцене театра Маяковского, но какой-то кусочек его души определённо воскрес в "Сделано в СССР" вместе с этой шальной реалистичностью, разнообразными выговорами и юными людьми, проживающими за полтора часа несколько разных жизней.
"Сделано в СССР" — спектакль о том, что в СССР было всё, о чём не принято вспоминать: бизнес, секс, трезвый расчёт. И вместе с ними — зефирная мечтательность, кипящая кровь и желание менять что-то к лучшему. Короче, всё то же самое, что есть сегодня, но с трогательным флёром ностальгии. Мои ровесники беззлобно насмеются до болящих щёк, а люди старшего поколения наверняка погрузятся в воспоминания о своих собственных пионерских значках; единственные, кто, вероятно, не будет в восторге — те, у кого к Советскому Союзу осталось излишне щепетильное отношение. Оно тут лишнее: истина — где-то между серьёзностью и юмором, и у Золотовицкого-младшего, как мне кажется, получилось сделать шаг по направлению к ней.

Если по правде, то ничего особенного я от этого спектакля не ждала: повесть Игоря Гатина я не читала и не горю желанием это исправить, так что шла я в первую очередь потому, что было интересно посмотреть, что сделал Алексей Золотовицкий. В итоге я получила отличную машину времени с погружением и неглупую добротную комедию с намёком на подумать.
Сам сюжет прост как две копейки: начало восьмидесятых, молодой и восторженный пензяк Ромка а-ля гончаровский Петя Адуев в компании друзей приезжает покорять Москву. У него есть высокие мечты о мире дипломатии, трогательная невинность, золотая медаль и разряд по боксу, и после поступления в МГУ на вечернее жизнь кажется ему удачно складывающейся — но кажется закономерно недолго. Работа днём и учёба вечером, любимая девушка с крутым нравом, разброд и шатание в отношениях с друзьями, возникающие вместе с финансовыми вопросами, а следом и постепенное разочарование не столько в заветах Ленина и Маркса, сколько в их реализации с кучей поправок и хитрых подвывертов — и вот уже Ромка оказывается перед выбором между жизнью голодной, но честной и сытой, но незаконной. И начинает фарцевать, неукротимо меняясь изнутри.
В принципе, краткий пересказ истории состоялся, и крутыми поворотами он не блещет. Поэтому гораздо важнее тут не что, а как: взяв довольно середнячковый материал, Алексей Золотовицкий в коипании молодых артистов театра Пушкина сделал динамичное, стремительное, драйвовое действо, которое радостно выплёскивается прямо в первые ряды филиала театра. Это очень энергичный и любовно поставленный мюзикл с живыми песнями и танцами под бессмертную "Moskau, Moskau", собранный из огромного количества мелких деталей — от плаката молодой Пугачёвой и портрета Высоцкого на стене до трогательных авосек. И начинается он задолго до попадания в зрительный зал: уже в фойе тебя встречают агитационные советские плакаты на стенах, осуждающие сквернословие и прославляющие честную торговлю, и румяная девица в накрахмаленном передничке за стойкой буфета. Даже классическое предупреждение о необходимости выключить мобильные телефоны тут стилизовано под запрет пользования телеграфом. Короче говоря, самый что ни на есть ностальгический островок СССР посреди людного и праздничного Тверского бульвара с некоторыми шаловливыми послаблениями. К примеру, портрет Ленина, периодически дающий Ромке советы, надевает очки deal with it или осыпается розами — в зависимости от степени амурной заряженности того или иного момента. При этом отдельные сцены спектакля выглядят абсолютно аутентично кадрам фильмов советской классики — и тем сильнее восхищает, что всех героев играют всего семеро молодых артистов, которые либо застали восьмидесятые в не самом сознательном возрасте, либо не застали их вовсе. Перекидываясь то мальчишкой, то старушкой, то Карлом Марксом, они оказываются всеми сразу, но каждому персонажу дают объём и фактуру: голосом, походкой, тоном. Не раз и не два вспомнился дипломный спектакль курса Золотовицкого, "В.О.Л.К."; его, к сожалению, больше нет на сцене театра Маяковского, но какой-то кусочек его души определённо воскрес в "Сделано в СССР" вместе с этой шальной реалистичностью, разнообразными выговорами и юными людьми, проживающими за полтора часа несколько разных жизней.
"Сделано в СССР" — спектакль о том, что в СССР было всё, о чём не принято вспоминать: бизнес, секс, трезвый расчёт. И вместе с ними — зефирная мечтательность, кипящая кровь и желание менять что-то к лучшему. Короче, всё то же самое, что есть сегодня, но с трогательным флёром ностальгии. Мои ровесники беззлобно насмеются до болящих щёк, а люди старшего поколения наверняка погрузятся в воспоминания о своих собственных пионерских значках; единственные, кто, вероятно, не будет в восторге — те, у кого к Советскому Союзу осталось излишне щепетильное отношение. Оно тут лишнее: истина — где-то между серьёзностью и юмором, и у Золотовицкого-младшего, как мне кажется, получилось сделать шаг по направлению к ней.
